Вторник, 26 сентября, 2023
No Result
View All Result
  • Главная
  • Авто
  • Главное
  • Игры
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Спорт
  • Технологии
  • Шоу-биз
  • Экономика
  • Главная
  • Авто
  • Главное
  • Игры
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Спорт
  • Технологии
  • Шоу-биз
  • Экономика
No Result
View All Result
No Result
View All Result

Почему «не пошли» самолеты вертикального взлета?

02.08.2019
in Главное
Reading Time: 1 min read
A A

Home » Главное » Почему «не пошли» самолеты вертикального взлета?

Share on FacebookShare on Twitter

 О самолетах вертикального взлета и посадки очень много говорили в 1970-х годах, многие считали, что за этим направлением будущее, и в скором времени даже гражданским самолетам не потребуется взлетно-посадочная полоса. Но прошло время, и о СВВП вспоминают все реже и реже, а ныне практически и не упоминают. В чем же дело? Почему это направление в авиации не оправдало ожиданий?

Русские ракеты моментально поставили крест на мечте Украины

«Вернемся на СВО, когда нас не заставят срамить самих себя» ЧВК «Вагнер» забросит в Беларусь 10 тысяч наемников – Евгений Пригожин впервые обратился к людям после мятежа 24 июня

 

 Разработка СВВП, самолетов, способных взлетать и садиться с нулевой горизонтальной скоростью, началась вскоре после окончания войны, в начале 1950-х годах. Именно тогда стала бурно развивающаяся эпоха реактивной авиации. Боевые самолеты с турбореактивными двигателями имели высокие скорости полета и, соответственно, требовали длинную взлетно-посадочную полосу с твердым покрытием.

Между тем, было очевидно, что при любом начале военных действии целью потенциального противника первым делом станут именно аэродромы. Достаточно вывести из строя все взлетно-посадочные полосы – и господство в воздухе обеспечено! Именно тогда военные инженеры стали задумываться о создании самолетов, которые не требовали бы наземной инфраструктуры для взлета и посадки.

В результате в разных странах-членах НАТО были созданы многочисленные прототипы СВВП. Из всех опытных экземпляров до серийного производства дошел один-единственный британский палубный истребитель-бомбардировщик Sea Harrier, впервые поднявшийся в воздух в 1978 году и снятый с вооружения лишь три года назад. Харриеры успешно принимали участие в боевых действиях на Фолклендах, сбив 31 аргентинский самолет.

Почему «не пошли» самолеты вертикального взлета?

Кстати, именно Харриер фигурировал в известном фильме Джеймса Кэмерона с Арнольдом Шварценеггером в главной роли «Правдивая ложь»:

Почему «не пошли» самолеты вертикального взлета?

Что касается СССР, то там разработки СВВП полным ходом шли в конструкторском бюро Яковлева. Первым таким самолетом стал палубный штурмовик Як-36. В отличие от Харриера, использовавшего один специально разработанный подъемно-маршевый двигатель «Пегасус» с поворотными соплами, в Як-36 потребовалось в дополнение к двигателю установить струйные рули, помогающие стабилизировать балансировку при зависании и обеспечить управление при переходных режимах.

Разработка Як-36 шла длительное время, опытные экземпляры были плохо управляемы при взлете и посадке, сильное раскачивание часто приводило к аварийным ситуациям. Первый успешный полет осуществился в 1966 году – на пять лет позже испытательных полетов Харриера. Самым слабым местом Як-36 была маленькая грузоподъемность, из-за которой продолжать проект стало бессмысленно. Поэтому было принято решение сохранить все сделанные наработки, и на их базе проектировать другой самолет, получивший название Як-38.

Почему «не пошли» самолеты вертикального взлета?

При разработке Як-38 были учтены все сделанные ошибки. В 1972 году самолет первый раз поднялся в испытательный полет. В дальнейшем было построено более двухсот Як-38. Четыре экземпляра в 1980 году несколько месяцев работали в Афганистане в целях испытаний в боевых горных условиях.

В итоге только Харриер и Як-38 стали единственными в мире самолетами вертикального взлета и посадки, состоящими на вооружении. Почему же так произошло?

Преимущества СВВП вроде бы понятны – возможность совершать взлет и посадку на неподготовленных участках делает их похожим на вертолеты, но, в отличии от последних, они могут развивать огромную скорость и имеют все преимущества неподвижного крыла.

Но в то же время недостатки этих летательных аппаратов оказались столь существенны, что значительно перевесили достоинства. Первым делом это, конечно, крайне сложное управление, особенно в переходных режимах взлета и посадки. Пилоту требуется виртуозно управлять подъемной силой, перенося ее с вертикальной тяги на крыло и наоборот. Также следует учитывать, что в режимах висения самолет имеет большую неустойчивость, и любое начавшееся боковое скольжение может привести к аварии.

Почему «не пошли» самолеты вертикального взлета?

Кроме того, СВВП имеют низкую грузоподъемность и повышенный расход топлива, особенно в режимах висения – ведь в эти моменты подъемная сила крыла не работает, и вся масса самолета удерживается только с помощью тяги двигателя. Именно повышенный расход топлива и начавшийся в 1980-х годах мировой рост цен на нефть поставили жирную точку в недолгой истории разработок подобных самолетов. Дальнейшее продолжение проектирования СВВП не планируется даже в далекой перспективе, тем более, что у самолетов вертикального взлета и посадки появился конкурент в виде конвертопланов.

P.S. Американский F-35B также является СВВП, но всё же штатный режим для него — не вертикальный, а укороченный взлет. Вертикальный взлет для него возможен только с сильно уменьшенной массой (полупустыми топливными баками и небольшой боевой нагрузкой). В режиме зависания стабильное положение самолета обеспечивает бортовой компьютер, что делает управление намного проще, чем в описанных выше самолетах.

Share1Tweet1ShareShareShareSendShareScan
Главное

Русские ракеты моментально поставили крест на мечте Украины

22.07.2023
Главное

«Вернемся на СВО, когда нас не заставят срамить самих себя» ЧВК «Вагнер» забросит в Беларусь 10 тысяч наемников – Евгений Пригожин впервые обратился к людям после мятежа 24 июня

22.07.2023
Главное

Война на Украине 22 июля 2023 года. Последние новости с фронта, сводки и карты боевых действий, события в зоне СВО

22.07.2023
Главное

Совместные учения ЧВК «Вагнер» и армии Беларуси — провокация, — представитель комитета министров Польши по вопросам безопасности Збигнев Хоффман

22.07.2023
Главное

Прогноз погоды на август 2023 года: Москва, Московская область, Петербург, Новосибирск и Урал

22.07.2023
Главное

Будет ли Третья мировая война: что говорят эксперты. Что делать, если случится ядерный взрыв. Как вести себя гражданским во время боевых действий сегодня

22.07.2023

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
  • Да, серьезно, а ты не верил? Как герой мема выглядит сейчас?

    128 shares
    Share 51 Tweet 32
  • Кто по национальности Александр Абдулов. Происхождение его предков исходя из фамилии

    94 shares
    Share 38 Tweet 24
  • Кто по национальности актер Ян Цапник. Что значит его фамилия

    39 shares
    Share 16 Tweet 10
  • Как живет главный кондитер России Ренат Агзамов. Его самый дорогой тортик и кто жена преуспевающего бизнесмена

    25 shares
    Share 10 Tweet 6
  • Кто по национальности Надежда Кадышева

    24 shares
    Share 10 Tweet 6

Метки

«Искандер Беларуси Белоруссии Богатырев Германии Грузии Лукашенко Минск Мы России Сирии Турция Украины атомной будет канала корабли может наших ракет российской случае страны только экспертов

RECENT NEWS

  • Русские ракеты моментально поставили крест на мечте Украины
  • «Вернемся на СВО, когда нас не заставят срамить самих себя» ЧВК «Вагнер» забросит в Беларусь 10 тысяч наемников – Евгений Пригожин впервые обратился к людям после мятежа 24 июня
  • Война на Украине 22 июля 2023 года. Последние новости с фронта, сводки и карты боевых действий, события в зоне СВО
  • Совместные учения ЧВК «Вагнер» и армии Беларуси — провокация, — представитель комитета министров Польши по вопросам безопасности Збигнев Хоффман

CATEGORIES

  • Авто
  • Главное
  • Игры
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Спорт
  • Технологии
  • Шоу-биз
  • Экономика
  • Contact

© 2022

No Result
View All Result
  • Главная
  • Авто
  • Главное
  • Игры
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Спорт
  • Технологии
  • Шоу-биз
  • Экономика

© 2022