Чем полезны роботы?

Чем полезны роботы?

Кажется, становится понятно, что роботизацию не остановить — да и не нужно, ведь компании получают от роботов огромную пользу. Как внедрение RPA выглядит на практике и чем помогает в операционной деятельности — разберёмся на практических кейсах.

Банковский помощникЧем полезны роботы?

Наталья Роменская, директор по цифровой трансформации ВТБ, рассказала о применении робота в банковском процессе. Робот действует в двух контурах, внутри и снаружи банка. Действует он так: получает данные с торговой площадки, где какая-то компания разместила заявку на получение гарантии. Далее робот проверяет данные на внешних сайтах (например, сайтах судов). Результаты собираются воедино и проверяются на наличие запретительных стоп-факторов. Если их нет, данные поступают в контур банка и в дальнейший процесс обработки.

Робот-аналитикЧем полезны роботы?

Консультант Группы перспективных технологий КПМГ Ксения Титова поделилась аналитическим кейсом. Процесс компании был связан с подготовкой аналитических сводок, информация бралась из SAP и консолидировалась в Excel. Но Excel не может корректно обрабатывать большой объём информации и начинает просто виснуть, тратя огромное количество рабочего времени сотрудника. Робот же по расписанию забирал данные из SAP и раскладывал на несколько уровней документов Excel, а затем исходя из необходимых формул и заданий выстраивал всю аналитическую сводку, с которой человек мог работать напрямую.

Робот проводит инвентаризацию

У нас тоже был интересный кейс по роботизации — формирование инвентарных описей, причём в двух разных компаниях независимо друг от друга (одна из телеком-отрасли, другая из нефтяной).

Инвентарные описи формируются в SAP каждый квартал, каждые полгода и иногда по запросу — в этом случае либо в BPMS, либо ITSM-системе по поступающим заявкам. Операция выполняется не так часто, и на неё не выделен отдельный сотрудник, поэтому есть вероятность, что он может о ней забыть — ведь у него есть и основные обязанности.

Роботы же по расписанию заходят в SAP, проводят весь процесс транзакции и выгружают результат. По запросу это тоже происходит легко: робот постоянно мониторит систему и автоматически сразу выполняет поступившую заявку, а у заявителя нет необходимости напрямую работать с SAP.

Как добыть информацию?Чем полезны роботы?

Робот может получить информацию из любого приложения, причём разными способами. Если это web-приложение — чаще всего идёт работа по разметке. Если десктопное — информацию можно достать из конкретных полей (лучше всего это работает с приложениями, написанными на .NET). Если же так легко приложение не разобрать на составляющие, можно добыть информацию с помощью имитации работы клавиатуры — робот имитирует нажатие на клавиши и таким образом перемещается по приложению. Если и такой вариант не устраивает, то можно работать с изображением на мониторе с помощью OCR-движка, распознающего текст, и встроенного в платформу машинного зрения, помогающего по образу кнопки найти её и нажать. Способ зависит от самого приложения, но он всегда есть.

Роботизации — быть!

За роботизацией в операционной деятельности компаний будущее. Во-первых, от рутины в любом случае нужно избавляться — а рутинные процессы присутствуют в деятельности любой компании, даже если навскидку кажется, что это не так. Во-вторых, зачастую у ИТ-блока попросту не хватает рук для решения всех задач централизованно по целевой архитектуре, и роботы здесь — очень хороший вариант быстрой помощи. В-третьих, все процессы идут к тому, чтобы больше задействовать цифровых сотрудников, ускоряя людей, и, помогая им, заниматься именно интеллектуальной креативной работой.

Ксения Титова добавляет, что роботизация — это та технология, которая уже доказала свою эффективность, качество и скорость, поэтому сейчас активно развивается на рынке. Роботизировать по факту можно абсолютно любой процесс, а экосистема не закрыта — использовать можно любые технологии, а делать это может человек, не обладающий глубокими знаниями в информационных технологиях.

Наталья Роменская резюмирует: роботизация — это быстрее, проще и дешевле. Так что на рынке RPA-технологии так или иначе будут востребованы.

Павел Борченко
Директор по инновациям, Аплана. Бизнес-решения