Нынешняя неделя ознаменовалась победоносным заявлением Пентагона: проблема с исключением Турции из программы по созданию многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения решена. На 98.8%, если верить отвечающему в военном ведомстве за программу F-35 генерал-лейтенанту Эрику Фику. Без «предателей» обойдемся, благо желающих поставлять комплектующие для этого самолета и в других странах хватает!
Впрочем, даже эта новость вряд ли может подсластить крайне неприятную для корпораций Lockheed Martin и Pratt & Whitney «пилюлю»: оборонное ведомство Соединенных Штатов, после очередной серии испытаний, признало их «новейшее и совершеннейшее» детище непригодным для массового производства. Об этом заявила заместитель министра обороны США Эллен Лорд. Да как же так?! Годы и годы разработок, «доводок» и усовершенствований, десятки, если не сотни миллиардов долларов, «вброшенных» во все это – и не годится? Какое же будущее ожидает самый, пожалуй, амбициозный и разрекламированный проект американской «оборонки»?
«Чудо техники» с задержками в развитии
Это обидное определение, между прочим, не я придумал. О том, что программа F-35 «постоянно сталкивается с проблемами в развитии», что, собственно, и вызывает задержки в принятии окончательного решения о крупносерийном производстве истребителя-бомбардировщика для нужд вооруженных сил США, заявили как раз в Пентагоне. Они, мол, от всей души рассчитывали на то, что боевую машину «доведут до ума» уже к концу нынешнего года, но этого, увы, не случилось. Теперь следующая «попытка» отложена на год, как минимум. Раньше января 2021 года этот вопрос точно подниматься не будет. При этом, напомню, эксплуатационные испытания F-35, должны были стартовать в сентябре 2018 года, но начались лишь в декабре. Их планировали завершить уже нынешним летом, но процесс растянулся на дополнительных полгода. Теперь вот новый «тайм-аут», уже на целый год. Нет, что-то, видать, крепко не так с этим «суперсовременным»… Впрочем, той же Lockheed Martin все это совершенно не мешает бодро рапортовать о том, что «F-35 полностью готов к серийному производству и может удовлетворить растущий спрос со стороны клиентов». Что есть, то есть — 430 этих боевых машин уже произведено и передано заказчикам. В компании просто хотят нарастить «план по валу» – в нынешнем году планируется продать 131 истребитель, в будущем – уже 140, а к 2023 году это количество хотят нарастить до 160 машин в год. Ну, при учете цены за единицу изделия стремления вполне понятные…
Вот только насчет «полной готовности» имеются сомнения. И пусть в корпорации с самыми честными глазами утверждают, что все «серьезные технические проблемы» F-35 уже устранены, а оставшиеся недостатки «не имеют критичного значения», насколько это соответствует реальности – большой вопрос. Случившаяся 9 апреля нынешнего года у берегов Страны Восходящего солнца катастрофа F-35A под управлением 41-летнего майора японских ВВС Акиноми Хосоми, по сути дела, так и осталась «нешуточной и мрачной тайной», черным пятном на всей программе этих истребителей пятого поколения. Несмотря на то, что каждый обломок, каждая частичка разбившейся машины изучались дотошными японцами буквально под микроскопом и чуть ли не на молекулярном уровне, а каждая секунда рокового полета была проанализирована самым тщательным образом, к однозначному выводу относительно причин аварии прийти так и не удалось. В конечном итоге, как водится в любой непонятной ситуации, свалили все на «ошибку пилота». Он мол, был «пространственно дезориентирован» и за отпущенные ему 16 секунд не понял, что несется к свинцовым водам Японского моря с высоты всего-то в 5 километров на скорости 300 метров в секунду. Вот только очень многие моменты этой версии прямо противоречат. К примеру, совершенно спокойный голос летчика, докладывавшего земле о своих перемещениях и идеально правильные его действия – вплоть до последних, роковых секунд. Да и был Хосоми не «зеленым» юнцом, а опытнейшим пилотом, лучшим из лучших. Выполнявшийся им маневр: «контролируемый левый спуск», освобождавший место для следовавшей далее боевой машины к категории сверхсложных или вызывающих непосильные перегрузки, также отнести нельзя. Нет, что-то тут не складывается.
Скорее уж, на правду похоже робко высказанное предположение о том, что с интерфейсом F-35, напичканным множеством многофункциональных HUD-дисплеев и прочих «наворотов», все-таки слишком уж перемудрили. Иногда это хуже, чем недоработать, особенно – в авиации. Во всяком случае, проводившие расследование специалисты JASDF (Воздушных сил самообороны Японии) уже через два месяца после инцидента выдали официальный отчет, в котором указали, что к «механическому состоянию» самолета претензий не имеют. Следовательно, закупки этого «чуда техники» со стороны Токио, скорее всего, продолжатся. Впрочем, тут есть вопрос, относящийся, скорее, уже к сфере политической, а не чисто военной. Судя по всему, в Вашингтоне восприняли японцев, в свое время принявших решение о закупке сотни F-35В вдобавок к уже заказанным четырем десяткам F-35A, в качестве эдаких «богатеньких Буратино». Наверное, поэтому и взвинтили в четыре раза цену за пребывание на ее территории американских вояк и баз, на которых они вольготно располагаются. То есть, запросили за это сомнительное «удовольствие» 8 миллиардов долларов в год вместо нынешних двух! Дипломатичные японцы оценили эти «хотелки», как «нереальные». Что ж, их сдержанность и самоконтроль давно всем известны. Другие бы послали многоэтажно… Однако можно не сомневаться, что после подобного «наезда» в Токио о дальнейшем военном сотрудничестве с США могут и призадуматься. По крайней мере, о его масштабах и цене. Тем более, что по поводу перспектив размещения на Окинаве новых американских крылатых ракет средней дальности там уже высказались: «Даже и не думайте!»
Битва за небо или за рынки?
Впрочем, мы несколько отвлеклись от темы, собственно, F-35. Как утверждают эксперты в области военной авиации, проблемы, не дающие Lockheed Martin наконец-то «отхватить» вожделенный госзаказ на почти полтысячи боевых машин, которыми в США намерены оснащать (и уже понемногу оснащают) не только ВВС и ВМФ, но даже и Нацгвардию, вовсе не «незначительные». И связаны они с важнейшими опциями – управляемости истребителя в сложных, и, тем более, критических ситуациях. Что бы там не пытались производители F-35 рассказывать о его «реальном боевом применении», таковое сводится пока разве что к воздушному пиратству ЦАХАЛ, наносящего на этих самолетах, доработанных в Израиле, подлые удары исподтишка по целям в Сирии. Ни в одном воздушном бою эти «суперсовременные» пока не побывали, да и с серьезными системами ПВО тоже не сталкивались. И вот как раз тут имеется еще один, чрезвычайно щекотливый момент. Как известно, главной «изюминкой» боевых машин, причисляемых к «пятому поколению», и, прежде всего, F-35, априори объявленного США лучшим в этом классе, является их «невидимость». Ну, или, как минимум, «малозаметность» для вражеских радаров. Однако как раз на этом направлении носящихся со своим «стелс», как с писаной торбой, американцев, возможно, поджидает прежестокий облом. Во всяком случае, в Китае, имеющем все основания причислять ВВС США к наиболее вероятным потенциальным противникам, уже выступили с заявлением, которое можно считать сенсационным. По словам Ву Джианки, занимающегося научными разработками в корпорации China Electronics Technology Group, являющейся одной из мировых лидеров в области военной электроники, его команде удалось создать радар, не оставляющий от пресловутой «невидимости» камня на камне.
Не вдаваясь особо в технические детали, напомню: по сути дела, «стелс»-технология во многом основывается на том, что низкочастотные радары способны засекать совершенно любые цели, не могут полноценно использоваться при наведении на них тех же ракет. Для этого подходят как раз радары высокочастотные, которые и удается обмануть «самолетам-невидимкам». Однако китайским товарищам, если верить их утверждениям, удалось создать систему, использующую комбинированные частоты обоих диапазонов. Если это правда, то преодолеть такой заслон не сможет ни одна боевая машина, какое покрытие на нее не наноси. Более того, по словам разработчиков, новинка существует далеко не в стадии идеи или бумажных расчетов с чертежами. Им уже удалось развернуть занимающий сотни квадратных метров антенный комплекс, способный удерживать воздушное пространство под полным контролем во всех направлениях и на очень большом расстоянии. Есть все основания полагать, что сделанное заявление истине соответствует в полной мере. Это ж китайцы. Они – могут… И чего после этого будут стоить все «сверхпередовые» технологии и «прибамбасы», взвинтившие стоимость F-35 до совершенно запредельных высот? По сути дела, упорное нежелание Пентагона связываться с этим «чудом техники» в слишком уж глобальных масштабах, демонстрирует то, что достоинства этого истребителя, как минимум, сильно преувеличены. А уж цена… Тем не менее, Вашингтон с упорством, достойным лучшего применения, понуждает всех своих союзников к его закупкам. Складывается впечатление, что давно разобравшись в истинной ценности данной боевой машины, американцы теперь хотят «отбить» неудачные вложения исключительно за счет экспорта F-35. Если придется – то и «добровольно-принудительного».
Во всяком случае, самый настоящий шантаж государств, изъявивших желание приобретать боевые самолеты неамериканского производства, прежде всего – у России, продолжает оставаться для США любимейшим средством «конкурентной борьбы». Свежайший пример – Египет, которому Вашингтон «выкручивает руки» за намерения приобрести российские Су-35 всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Сперва государственный секретарь США Майк Помпео сделал заявление о том, что «рассчитывает» на то, что Каир от наших истребителей откажется. Не вняли… Пришлось настрочить официальное письмо генерал-полковнику Мухаммеду Заки – египетскому министру военной промышленности и обороны. В письме, естественно, выдвигались хамские требования Су-35 не покупать ни в коем случае и перечислялись все те неприятности, которые страна фараонов накличет на себя, проявив ослушание. Однако и этот демарш, похоже, желаемого эффекта не произвел. Иначе, зачем бы помощник Помпео по военно-политическим делам Кларк Купер на 16-м международном авиасалоне Dubai Airshow 2019 вновь принялся распинаться о «неминуемой угрозе санкций США» для Египта все по тому же поводу? Самое интересное, что, зачастую, пытаясь «поддеть» Россию, американцы обнажают собственные проблемы и «узкие места». Так, один из тамошних военных экспертов, Джозеф Тревитик, принялся недавно рассуждать на тему «неспособности» нашей страны самостоятельно производить Су-57, в качестве обоснования для собственных более, чем сомнительных выводов, приводя… «постоянный поиск Россией покупателей для этого истребителя»! Без комментариев… И что же тогда говорить о самих Соединенных Штатах, навязывающих свой F-35 всему миру и упорно не желающих массово производить и закупать его для собственного вооружения?! Тут, скорее всего, наиболее уместной будет простецкая народная поговорка: «У кого чего болит, тот о том и говорит».