Заявление министра обороны Турции по зоне безопасности в Сирии является логичным и не вызывает удивления, полагает военный эксперт, член экспертного совета ОО «Офицеры России», доцент РЭУ им. Г.В.Плеханова Александр Перенджиев.
Турция проводит контртеррористическую операцию
Министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что на севере Сирии создана зона безопасности длиной в 145 километров и шириной в 30 километров, которая является результатом начатой в октябре контртеррористической операции «Источник мира».
В то же время, как сообщает Акар, в районе этой операции продолжаются атаки курдских бандформирований, причем для их предотвращения турецкая сторона находится в постоянном диалоге с российскими коллегами. Напомним, что Россия развернула на севере Сирии подразделения военной полиции, которые ведут там совместное патрулирование с турецкими военными.
Этот шаг сделан для противодействия террористам, а также для защиты мирного населения данных районов Сирии.
«Все здесь нормально, поскольку договоренность как раз и была о зоне безопасности в 30 километров. Значит, выполнено все и успешно, в соответствии с сочинским меморандумом, что подтверждает такое заявление турецкого министра обороны», — заключает Перенджиев.
По словам Александра Николаевича, все идет по плану и успешно. Возможно, что-то не совсем получается из-за продолжающегося противодействия отдельных бандформирований курдов, но если брать проблему разведения сторон, то дело обстоит даже лучше того, о чем говорилось изначально.
Напомним, что причиной турецкой операции «Источник мира» стала деятельность курдских боевиков и создание зоны безопасности на границе между Турцией и Сирией. Также целью Анкары является защита мирного населения.
Проблема в том, что курдские бандформирования оккупировали обширные территории на севере Сирии, которые находятся за пределами трех зон компактного расселения курдов, и проводят там террористическую политику, как против Турции, так и против арабского населения.
Последнее подвергается постоянной дискриминации, благодаря чему Россия согласовала с Турцией работу своей военной полиции на этих территориях. Кроме того, курдские отряды SDF аффилированы с РПК – Рабочей партией Курдистана, т.е. организацией, которая признана в Турции террористической и которая постоянно проводит там теракты, включая и деятельность на сирийско-турецкой границе.
Курды продолжают провоцировать Турцию, свидетельством чему являются, например, террористические акты в городах Аль-Баб и Камышлы, поэтому правильно, что Турция не останавливает свою военную операцию «Источник мира» и продолжает жестко бороться с проявлениями курдского терроризма.
Действия турок тут соответствует интересам Сирии, поскольку направлены на сохранение ее территориальной целостности, учитывая стратегию боевиков из SDF, не отвечающую даже интересам и настроениям большинства сирийских курдов.
Россия достигла с Турцией согласия по северу Сирии
Главный редактор журнала «Национальная оборона», военный эксперт Игорь Коротченко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» тоже подчеркнул, что основой российской политики на переговорах с Турцией является территориальная целостность Сирии.
«Мы не заинтересованы в любом иностранном военном присутствии на территории Сирии. Это нелегитимно и незаконно, а здесь, просто исходя из существующих в Сирии реалий, чтобы согласовать условия проведения турецкой военной операции, состоялись соответствующие переговоры и появился сочинский меморандум — для того, чтобы стабилизировать ситуацию на севере данной страны», — резюмирует Коротченко.
Это было сделано, как полагает Игорь Юрьевич, во-первых, для контроля над зоной расширения турецкой операции, а, во-вторых, для того, чтобы отвести курдские формирования из тридцатикилометровой зоны, где Турция пока что не присутствует.
«Сегодня там находится российская военная полиция и сирийская пограничная охрана, а курдские формирования полностью выведены из зоны безопасности, расположенной на границе Турции и Сирии», — констатирует Коротченко.
Игорь Юрьевич полагает, что ссылки Турции на Россию являются легитимацией турецкого военного присутствия в Сирии и проведения операции «Источник мира». Пока не было прямых переговоров по этому поводу между Дамаском и Анкарой, из-за чего турки и ссылаются на договоренности с Москвой и на Аданское соглашение 1999 года, а Россия действует из примата территориальной целостности Сирии.
Ведущий научный сотрудник Центра азиатских исследований РАН Алексей Образцов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что Россия и Турция в рамках переговоров по Сирии на текущий момент достигли полного согласия.
«Внешняя политика является продолжением внутренней, и турецкое правительство действиями против курдов укрепляет ситуацию у себя в стране. Что касается России, то установка Москвы предусматривает коридор возможностей по сирийским вопросам, в рамках которого всегда можно и нужно договариваться с Турцией», — заключает Образцов.
Алексей Васильевич считает, что выполнение договоренностей, достигнутых между Россией и Турцией, ведет к спокойствию в Сирии. Поэтому стороны не будут совершать здесь непредсказуемых движений, и это совершенно нормально.
«Турки решают свои проблемы, Россия – свои, поэтому на переговорах все довольны», — заключает Образцов.
Создание турецкой зоны безопасности и борьба турок с курдскими бандформированиями и террористами отвечает интересам, как Москвы и Дамаска, так и Анкары. Таким образом, данная реляция Акара носит положительный характер.