Международное железнодорожное сообщение с Крымом партнеры по ЕАЭС способны наладить так, что Запад не сможет ввести на этом основании санкции. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор Николай Межевич.
Крым в перспективе может наладить международное железнодорожное сообщение по мосту через Керченский пролив с рядом стран, в том числе Белоруссией и Казахстаном. Об этом РИА «Новости» рассказал вице-премьер крымского правительства — постпред республики при президенте России Георгий Мурадов. По его мнению, в этом вопросе многое будет зависеть от работы представителей России в органах Евразийского экономического союза и СНГ.
«В вопросе запуска регулярных рейсов по железной дороге в Крым нужно учитывать особенности стран, с которыми Крым намерен сотрудничать, — отмечает аналитик. – Наиболее перспективна в этом отношении Белоруссия – до 2013 года Минск отравлял пассажирские составы на полуостров – правда, через Украину. Как известно, Белоруссия не имеет выхода к морю, и ее граждане с удовольствием отдыхали в Крыму. РБ явно не прочь будет эту практику возобновить.
Однако маршрут поездки через российскую территорию, конечно, изменится и станет длиннее – путь от Минска до Симферополя в новом варианте займет почти двое суток. Но в летнее время этот маршрут должен пользоваться спросом. Если же говорить о регулярных товарных составах в обе стороны, то и этот вариант не исключен. Но здесь важно главное условие – чтобы российскому региону и Белоруссии было чем полноценно торговать. Этот момент требует переговоров и согласования».
Обнуляя санкции
По мнению Мурадова, России предстоит на уровне ЕАЭС разъяснить партнерам выгодность и безопасность железнодорожных перевозок на крымском направлении. Он уточнил, что в этом вопросе многое будет зависеть от работы представителей РФ на международных площадках. Движение поездов по Крымскому мосту президент РФ Владимир Путин открыл 23 декабря 2019 года. Пока по надводной переправе идут лишь пассажирские составы – товарные строители пообещали пустить через полгода.
Крым стал российским регионом в марте 2014 года по итогам референдума, на котором подавляющее большинство жителей региона вызвались за переход в российскую юрисдикцию. Большинство стран Запада отказались признавать новый статус полуострова, другие высказываются на эту тему крайне осторожно. Из-за санкций прямая торговля других государств с регионом запрещена, эксперты полагают, что Вашингтон может ввести рестрикции и за товаропассажирское сообщение с Крымом.
«Пустить прямые поезда по территории России в Крым не то же самое, что признать новые геополитические реалии в регионе, то есть вопрос введения за это санкций Запада сам по себе очень спорный. И велика вероятность, что та же Белоруссия, осознавая выгоды от такого сообщения, пойдет на этот шаг. Но есть и другой вариант – беспроигрышный, обходящий любые санкционные угрозы. Ведь по сути все дело лишь в принадлежности поездов.
Никто не мешает Белоруссии или другим потенциальным партнерам договориться с Москвой, чтобы в Крым шли составы «Российских железных дорог» – как пассажирские, так и товарные. Наказывать тут некого – транспортные услуги оказывает РФ на своих поездах и по собственной территории. В этом случае ни от кого не потребуется громогласных признаний Крыма или другого героизма. А цель в виде международного сообщения будет достигнута», — подчеркивает эксперт.
Выгоды Крыма
С 24 декабря четыре двухэтажных состава с вагонами купе и СВ курсируют из Москвы до Симферополя и обратно (№27/28). Путь длиной 2,9 тысячи километров занимает 33 часа. Также запущено постоянное сообщение с Санкт-Петербургом – 2,7 тысячи километров он проходит до Севастополя за 43,5 часа. Продажа билетов стартовала 8 ноября и вызвала ажиотажный спрос, билеты на первые поезда были почти полностью раскуплены в течение месяца.
Весной и к началу курортного сезона 2020 года планируется запустить поезда в города Крыма еще из нескольких регионов России. Эксперты рассчитывают, что железнодорожное сообщение увеличит долю туристов на полуостров, а в перспективе позволит снизить цены на продукты и строительные материалы, оживить строительную отрасль в Крыму и Севастополе.
«Чисто теоретически Армения и Казахстан вполне могут наладить регулярное сообщение с Крымом, но на практике сегодня это выглядит маловероятным. Слишком велико расстояние и не похоже, чтобы на эти поезда был серьезный запрос бизнеса и туристов из данных стран. Товарооборот стран-партнеров России по ЕАЭС с Крымом же пока минимален, для его обеспечения достаточно и российских контейнерных поездов.
Стремление властей полуострова же расширить свои торговые и логистические горизонты за счет транспортных решений вполне логично – они пытаются обеспечить полуострову новые устойчивые бизнес-связи, а также усилить туристические потоки. В любом случае инициатива обсуждаема на международных площадках – в том числе, и на экономических форумах. И вероятность, что такие проекты будут реализованы, все же остается», — заключает Николай Межевич.