К сожалению, потенциал больших российских самолетов остается толком не реализованным из-за постоянного срыва сроков их производства. Например, еще в 2013 году военные подписали контракт на закупку двух Бе-200ЧС и четырех Бе-200ПС. Общая стоимость составила 8,4 миллиарда рублей. Сданы все самолеты должны были к концу 2016 года. Но в 2017 выяснилось, что производитель исполнение договора сорвал, и Минобороны пришлось через суд возвращать средства. Интересно, что отсудить получилось только 6,73 миллиарда. В 2018 году Министерство вновь обратилось к ТАНТК им. Бериева за тремя многоцелевыми самолетами-амфибиями, первый оно должно было получить еще в 2019-м. И вновь задержка на год, только сейчас Бе-200ЧС сделал пробный полет.
Аналогичные проблемы имелись и с производством Ил-76МД-90А. Еще 10 лет назад военные договорились о закупке партии в 38 машин, а после увеличили заказ до 50. Правда, позже, в 2012 году, аппетиты стали более реалистичными – всего 39 самолетов, которые «Авиастар» должен был сдать до 2020 года. Сумма контракта составила 140 миллиардов рублей. Реально из них Минобороны получило только 5 машин, причем, одну передали ТАНТК им. Бериева для переоборудования в самолет ДРЛОиУ А-100. Как мы указали выше, этот контракт также до сих пор не исполнен.
Что же является причиной хронического неисполнения контрактных обязательств?
Производители заявляют, что изначально стоимость каждого самолета была оценена неверно и оказалась заниженной от реальной. Независимые эксперты считают, что корень проблемы в неэффективной организации работы на ТАНТК им. Бериева и в «Авиастар». О чем-то подобном мы совсем недавно писали и про наше судостроение.
Так и хочется сказать: «Берии на них нет».