Американская неправительственная исследовательская организация The Jamestown Foundation, основанная как платформа для поддержки советских перебежчиков, внезапно озаботилась российскими железными дорогами. Ведь не зря на ее сайте появилась статья под названием: «Российская железнодорожная система в беде, угрожая торговле Китая и экономике России».
Напоминаем, что согласно информации самой структуры, «миссия The Jamestown Foundation заключается в том, чтобы информировать и просвещать политических деятелей и все сообщество о событиях и тенденциях, которые стратегически и тактически важны для США и которые часто бывают закрыты для доступа». Поэтому там считают важным получать информацию от тех, «кто испытал на себе особенности режимов, которые угрожают национальной безопасности США».
Учитывая отсутствие в России развитой системы автомобильных дорог и возрастающие трудности с использованием рек для перевозок, Москва не только больше полагается на сеть дальнемагистральных железных дорог, но и рассчитывает на то, что эта сеть позволит играть ключевую роль в торговле между Китаем и Европой. При этом в организации считают, что Москва неспособна инвестировать в поддержание и развитие этой сети, поэтому Пекин все более скептически относится к тому, что Россия может быть сухопутным маршрутом, связывающим Китай и Европу. Поэтому внутрироссийская проблема, становится международной проблемой для Москвы. Именно из-за этого Китай стремится отправлять свои товары либо морем, либо маршрутами, которые полностью обходят Россию.
The Jamestown Foundation обращает внимание, что серьезность этой ситуации отражается не столько в частых сообщениях о железнодорожных авариях в России, сколько в неспособности Москвы модернизировать железнодорожную систему страны. Например, поезда ходят по Транссибу слишком медленно, чтобы сделать этот маршрут экономически выгодным. При этом в Китае грузовые железнодорожные составы развивают скорость до 100 км/ч. а российские в среднем составляют всего 35-40 км/ч. После чего идет ссылка на Андрея Иванова из «Свободной Прессы», в материале которого говорится, что «на некоторых участках Транссиба скорость не превышает 10 км/ч».
После этого The Jamestown Foundation переходит к сложностям ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Говорится, что целый ряд проблем привели к упадку железнодорожной сети за последние 20 лет. Это произошло после того, как Москва сократила обслуживание многих районов страны и ликвидировала государственные субсидии. Уточняется, что расходы на железнодорожную систему еще больше сократятся. В качестве примера приводится ссылка на агентство РБК с информацией о сокращении персонала ОАО «РЖД» к 2025 году еще на 30 тыс. человек. Более того, в качестве негативного момента американские «партнеры» назвали строительство Керченского (Крымского) моста и восстановление железнодорожных станций в городах, а не прокладку новых путей и совершенствование системы управления. Американцы назвали это неправильным инвестиционным подходом.
К слову, статья The Jamestown Foundation пестрит ссылками, негативными откликами и высказываниями «экспертов», которые хором предвещают неизбежный «крах» российских железных дорог. В завершение организация сообщает, что «на протяжении десятилетий россияне говорили, что их страна страдает от двух вещей — дураков и дорог». По ее мнению, это остается верным, но все чаще термин «дороги» обозначает железные дороги, а не только автомобильные.
Из описанного выше можно сделать один простой вывод, что раз подобная публика озаботилась российской «железкой», значит, у российских железных дорог есть будущее. Просто русофобы всегда истерят, когда в России что-то делается не так, как им того хочется. Причем Вашингтон откровенно беспокоит сухопутная связь между Китаем и Европой, ведь это подрывает контроль США над торговыми путями.