Европарламент призывает создать “общее экономическое пространство” между Евросоюзом и шестью постсоветскими странами, участниками программы “Восточное партнерство”, включая Грузию, Украину и Молдавию. В ЕС рассматривают это как часть процесса “постепенной интеграции” этих стран с Евросоюзом.
Напомним, что изначально программа «Восточное партнерство» была учреждена в 2009 году с целью приблизить шесть стран СНГ к Евросоюзу. Три из них – Украина, Грузия и Молдова – по настоящее время заключили с ЕС соглашения об ассоциации, которые предусматривают и свободную торговлю. Зачем Евросоюзу нужны страны СНГ и какие реальные перспективы у них после вступления в него?
Грузия, как, впрочем, и Украина всегда шли в авангарде всех геополитических проектов инициированных Евросоюзом и НАТО. И то положение, в котором оказались эти две постсоветское республики в результате слепого следования в фарватере политики вышеназванных организаций, так ничему и не научили. Руководства этих стран готовы выполнять любой приказ, даже если он противоречит национальным интересам своих государств. Поэтому они наивно и искренне верят до сих пор в обещания Брюсселя принять в ЕС. Эта вера, кстати, привела Украину к Майдану, к гражданской войне, разрушению экономики и потере территорий. Новые руководители этой страны не особо отличаются от прежнего руководства, и нынешний президент Украины с пеной у рта доказывает необходимость евроинтеграции. Правда, при этом он и его подручные не могут внятно объяснить своим гражданам пользу от этой интеграции. По крайней мере люди ее никак не ощущают.
Сегодня ЕС испытывает ряд проблем, которые ставят вопрос о его будущем существовании. С экономической точки зрения Евросоюзу достаточно практически тех государств, с которых он и начинался: Германия, Франция, Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды и Люксембург), а также Италия. Все остальные живут на дотации за их счет и лишь тормозят систему. Вся Восточная Европа в свое время попросту отдалась за деньги, продавая суверенитет. Получается, что пока есть возможность, Европа хочет добавить в сферу своего влияния ещё несколько стран СНГ. Поэтому любое сотрудничество с ЕС заведомо не выгодно.
Ещё одна проблема ЕС – отсутствие единой позиции почти по всем актуальным проблемам современности. В данной ситуации говорить о ЕС как о монолитном политическом объединении – несерьезно. Каждый тянет одеяло на себя. Проект «Европы двух скоростей» потерпел крах. Все страны ЕС оказались уязвимыми перед новыми вызовами. Структуры же Европейского союза, включая и Европейскую комиссию, – мыльный пузырь, который лопнул тут же, когда в реальности потребовалась консолидация европейских институтов. Что уж тут говорить, когда ЕС не может помочь своим странам – Италии и Испании, которые наиболее пострадали от коронавируса. Как мы видим, союз стал не выгоден практически для всех его участников.
Можно ли вообще доверять Брюсселю после всего этого? Слишком много противоречий накопилось внутри ЕС. Очередные разборки между странами этой организации еще впереди, они то и могут забить последний гвоздь в гроб Европейского союза и, соответственно, «Восточного партнерства»…