Способное достроить «Северный поток-2» судно «Академик Черский» не случайно вновь сделало «петлю» и вместо Египта взяло курс на Францию. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Трубоукладчик «Академик Черский» озадачил весь мир, не свернув к Гибралтарскому проливу, чтобы пройти по Средиземному морю в египетский порт, который был указан его пунктом назначения. Вместо этого судно взяло курс на север – вдоль побережья Португалии к Франции и Великобритании. Несколько либеральных аналитиков на днях предсказали «Черскому» возвращение через Суэцкий канал обратно на Дальний Восток, откуда оно стартовало еще зимой.
С февраля российский трубоукладчик обогнул всю Азию, а затем и Африку, указывая промежуточные порты разных стран в качестве пункта назначения, но в некоторые даже не заходил. Последним был испанский порт Лас-Пальмас на Канарских островах, после чего появилась отметка о Египте.
«Причина, по которой капитан «Академика Черского» не указывает истинный конечный маршрут своего похода, вполне очевидна, — отмечает Фролов. – Пока судно идет между иностранными портами, формальных признаков для ведения против него санкций, ограничивать проход через проливы или предпринять что-либо недружественное, просто нет. А вот основания полагать, что США это сделать попытаются, более чем весомые. К примеру, запретить проход через территориальные воды одной из стран НАТО.
Пока же «Черский» идет по океанским водам, обходя половину планеты – он де-юре может следовать куда угодно. Вариант с Египтом, куда оно не направилось, также формально легко объясним – к примеру, из-за технических причин пришлось экстренно менять маршрут. Тем более, если бы судну нужно было попасть в Египет, оно могло бы это сделать еще месяц назад, пройдя по Суэцу. Так что все выводы о том, что «Газпром» решил «свернуть» проект «Северного потока-2″ были несостоятельны изначально».
Судно идет в соответствии с графиком
«Академик Черский» получил свое название в 2015 году – после того, как «Газпром» купил трубоукладчик у Китая. Когда швейцарская Allseas в ответ на угрозу санкциями от США отказалась достраивать «Северный поток-2», российское судно назвали одним из вариантов для завершения проекта. Почти всю зиму оно стояло в порту Находки – вероятнее всего, переоборудовалось, так как изначально не приспособлено для укладки труб такого диаметра, какой используется для российско-немецкого газопровода.
Вашингтон не раз выступал против строительство «Северного потока-2» и даже пытался наложить на проект санкции, но несколько лет подряд сделать это не удавалось. Но в конце 2019-го был принят американский оборонный бюджет, в который конгрессмены «вшили» санкционные дополнения по строящимся трубопроводам из России в ЕС. Президент Трамп обязан был подписать важный для страны финансовый документ, тем самым введя санкционные ограничения.
«В целом сейчас мы видим, что «Академик Черский» идет по графику. Не удивлюсь, если оно сразу даже не пойдет в порт Германии или на достройку трубопровода, а возьмет курс на Санкт-Петербург. После почти трехмесячного похода трубоукладчику явно нужно пройти техосмотр, доукомплектоваться и подготовится к прокладочным работам в водах Дании. А из общей протяженности недостроенного участка «Северного потока-2» в 160 километров по двум ниткам, одна из них не завершена лишь на 50-55 км.
И вполне логично, что работа в первую очередь начнется как раз на ней. Если «Академик Черский» начнет прокладку в середине лета, то осенью она будет завершена. Это даст возможность начать испытания, пусконаладочные работы, после чего начнутся уже плановые поставки газа из России в Европу. Вторая нитка может быть запущена к концу года – тем более, что не вся наземная инфраструктура в Германии достроена – коронавирус сдвинул графики», — подчеркивает эксперт.
Европа и РФ не откажутся от «Северного потока-2»
Когда «Академик Черский» указал в качестве пункта назначения Египет, в России сразу раздались голоса: «Газпром» намерен заморозить проект трубопровода на неопределенный срок. Нашлись и «причины» – снижение спроса на газ по всему миру, пандемия коронавируса, финансовые проблемы России и Европы. Некоторые «аналитики» и вовсе допустили, что «Северный поток-2» в обозримом будущем не станет работать, так как Украине и США удалось «свернуть» этот проект.
Меж тем, еще в конце 2019 года глава Минэнерго России заявлял, что российско-немецкий газопровод однозначно будет достроен и запущен. После него такую же оценку дал проекту и российский президент Владимир Путин, уточнив, что пуск газа по новой «трубе» планируется до конца 2020 года. «Академик Черский» назывался одним из вариантов для этого, но не был единственным – в помощь ему могут быть направлены специальные баржи «Газпрома», которые уже работали в прокладке трубопровода в российских водах.
«Говорить о прекращении проекта «Северный поток-2» для энергетика-профессионала даже смешно. Это крупный инфраструктурный проект, важность которого Европа осознала еще много лет назад, когда давала согласие на проработку и реализацию. Ведь как показала практика, Евросоюз периодически нуждается в альтернативных источниках поставок энергоносителей, и серьезно рассчитывает на российский газ в развитии своей энергетики.
Представить, что газопровод будет остановлен в шаге от завершения невозможно хотя бы потому, что «Газпром» и соинвесторы из Европы просто не могут позволить себе «утопить» 10 млрд евро, которые в проект вложены. А газопровод рассчитан на 50 лет работы с возможной пролонгацией, и необходимость его не раз подчеркивали Париж и Берлин. Для сравнения: СССР уже нет 30 лет, а его трубопроводы до сих пор активно используются и кормят страны, по которым проходят.
Многие «диванные аналитики» не понимают простую вещь. Да, 20202 год для всей нефтегазовой отрасли планеты будет сложным. Но кризис пройдет, а трубопроводы и поставки останутся на десятилетия.
Также с каждым годом повышаются риски, связанные с устаревающей украинской газотранспортной инфраструктурой – кто знает, сколько она еще способна проработать без модернизации и масштабного ремонта? Европа, конечно, это учитывает. Потому о прекращении проекта «Северный поток-2″ речи идти просто не может», — заключает Александр Фролов.