Германское федеральное агентство по сетям 15 мая отказало владельцу строящегося газопровода «Северный поток-2» компании Nord Stream 2 AG в выведении проекта из-под правил Третьего энергопакета и обновленной Газовой директивы ЕС. Их нормы противостоят монополизации энергетический сферы.
Например, не допускается добыча, транспортировка и продажа газа одной и той же компанией или группой связанных компаний. В случае с СП-2 это значит, что фактический владелец «Газпром» будет обязан передать право эксплуатации газопровода независимому оператору. Причём федеральное агентство по сетям проследит, чтобы это был действительно независимый оператор, а не дочернее или аффилированное предприятие «Газпрома». Продажа газа тоже должна быть передана независимому игроку газового рынка, а цены транзита и самого газа в ЕС должны быть, как сказано в правилах, недискриминационными.
Но и это ещё не всё. «Газпром» должен будет предоставить третьим компаниям право прокачки газа через СП-2. Какие это могут быть компании и откуда они возьмут газ в точке входа в газопровод – германского регулятора не интересует. В реальности российского газового монополиста могут обязать просто держать до 50% мощностей газопровода незагруженными, чтобы какие-то гипотетические компании могли ими воспользоваться, если им вздумается.
В каком состоянии находится строительство «Северного потока-2»
В конце декабря 2019 года строительство газопровода было приостановлено при 93,5% готовности в связи с наложением американских санкций. Европейские компании-подрядчики отказались продолжать строительство и отозвали свои суда-трубоукладчики.
Однако уже в феврале некоторые европейские компании продолжили подготовительные работы к завершающему этапу строительства, поскольку были найдены лазейки в санкциях. Но основные работы – укладка труб на дно Балтийского моря – не могли начаться.
9 мая 2020 года в логистический центр строительства СП-2 германский порт Мукран прибыло российское судно-трубоукладчик «Академик Черский». Сомнений в том, что газопровод будет достроен практически нет. Технически достройка нескольких десятков километров двух ниток труб может занять от нескольких недель до двух-трёх месяцев. В связи с этим, введение СП-2 в эксплуатацию можно ожидать уже в конце 2020 года. А с учётом возможных административно-правовых препятствий – не позднее начала 2021 года.
Правовой и экономический аспект
Теоретически «Газпром» может подать в суд на решение Федерального агентства по сетям ФРГ. Однако перспективы выиграть дело сомнительные: третий энергопакет однозначно распространяется на все газопроводы, введённые в эксплуатацию позже 23 мая 2019 года.
В связи с карантином из-за коронавируса потребление газа в Европе снизилось. Появились альтернативные пути газоснабжения Европы, в частности, американский сжиженный газ. Соответственно уменьшилось и значение газопровода. И если раньше ради экономических преимуществ ЕС гипотетически мог бы сделать исключение для СП-2, то в новых условиях это практически невозможно.
Стоимость строительства газопровода для «Газпрома» значительно превысила расчётную. А теперь российская газовая компания теряет возможность монопольно определять цены на газ и объёмы его прокачки и продажи.
Политический аспект
Строго экономически самым выгодным путём поставки российского газа в Европу был и остаётся транзит через Украину и Белоруссию. Строительство Северных и Южного (Турецкого) потоков было продиктовано желанием России избавиться от зависимости от внешнеполитического противника, в которого после 2005 и особенно 2014 года превратилась Украина.
Теперь очевидно, что СП-2 эту задачу не выполнит. Россия уже подписала унизительный газовый контракт с Украиной, обеспечив транзит и, соответственно, финансовую поддержку своего недоброжелателя на ближайшие пять лет.
Не полежит сомнению, что Германия и ЕС выдвинут такие условия работы СП-2, что газовый транзит через Украину Россия будет вынуждена продолжать и дольше. Очевидно, что европейские партнёры при этом руководствуются чисто политическими соображениями, заставляя РФ поступать в ущерб свои политическим и экономическим интересам.
А США сразу открыто заявляли о политическом значении СП-2 и ввели санкции против него якобы за создание угрозы энергетической безопасности ЕС. На самом деле здесь имела место борьба за европейский газовый рынок и непрекращающееся противостояние со своим геополитическим противником.
Символично, что из-за постановки России в безвыходное положение с СП-2, ФРГ значительно ужесточило свою позицию по Донбассу. Если ранее иногда критике повергалась и Украина, то на недавней встрече в Берлине с полномочным представителем президента России Дмитрием Козаком германская сторона однозначно транслировала тезисы Украины о недопустимости переговоров с представителями ЛНДР и другие. А представитель США сообщил в заявлении для СМИ о недопустимости внесения изменений по Донбассу в конституцию Украины и передаче границы с Россией под её контроль раньше местных выборов.
Российскую позицию примирения, уступок и экономического сотрудничества на Западе однозначно считают слабостью и постоянно выдвигают новые, всё более жёсткие условия. В этом смысле «Северный поток-2» под действием Третьего энергопакета и Газовой директивы предоставляет ЕС огромные возможности. К примеру, потребовать от РФ доступа к внутренним газопроводам для того, чтобы независимые транзитёры могли доставлять азиатский газ ко входу в СП-2.