Непосредственно «на руки» Белоруссия получит только $0,5 млрд, вторая половина миллиарда долларов сразу уйдет на поддержание китайского производителя. То есть Белоруссия из $1 млрд связанного кредита берет только $500 млн, отдавая Китаю сразу $500 млн, а через 20 лет еще $1,5 млрд. Фактическая стоимость кредитов оказывается примерно 10% годовых.
Итак, ни Запад, ни Китай не намерены развивать белорусскую экономику. Самым крупным инвестором Республики Беларусь является Россия.
Третий путь: экономическая интеграция с Россией.
Российско-белорусский интеграционный проект является уникальным среди других интеграционных группировок не только на постсоветском пространстве, но и в мире. В сущности, в мировой практике отсутствуют примеры эффективного и глубокого (вплоть до валютного союза) экономического интегрирования двух столь различных по своему экономическому потенциалу государств. Если в случае с НАФТА речь идет об интеграции страны-лидера либо с относительно близким с точки зрения структуры хозяйства государством (Канада), либо со страной, существенно уступающей по уровню экономического развития (Мексика), то в случае Союзного государства интегрируются государства, близкие по уровню экономического развития, но существенно различающиеся по структуре хозяйства и характеру экономической политики. При этом в случае РФ/РБ страна-лидер интеграционного процесса является для своего партнера фактически монопольным поставщиком жизненно важных ресурсов.
В июле 2020 года посол РФ в РБ Дмитрий Мезенцев отмечал: «Экономическая интеграция не угрожает ни вопросам независимости Беларуси и России, ни вопросам суверенитета двух наших стран. Сегодня речь идет о новом позиционировании, повышении конкурентоспособности, поддержке продвижения экспорта товаров на рынки третьих стран».
Программа экономической интеграции РФ и РБ была парафирована сторонами в начале сентября прошлого года. Она рассчитана на полтора года и предполагает частичное объединение двух экономических систем с января 2021 года. Речь идет как минимум о едином Налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных социальных гарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя центральными банками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии и гармонизированном госрегулировании отраслей. Уровень такой интеграции выше, чем в Европейском союзе. Наконец, экономическая интеграция РФ и РБ увеличит рабочие места в обеих республиках, дав дополнительный толчок экономическому росту.
Вопросы эти будут рассмотрены на ближайшей встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина 14 сентября. Как отметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, решение наиболее важных вопросов экономической интеграции, в частности вопроса о создании единого эмиссионного центра Российской Федерации и Республики Беларусь, зависит от воли руководства двух стран.