Суббота, 28 января, 2023
No Result
View All Result
  • Главная
  • Авто
  • Главное
  • Игры
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Спорт
  • Технологии
  • Шоу-биз
  • Экономика
  • Главная
  • Авто
  • Главное
  • Игры
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Спорт
  • Технологии
  • Шоу-биз
  • Экономика
No Result
View All Result
No Result
View All Result

Смогут ли Белоруссия и Россия обнулить транзитный потенциал Прибалтики?

04.10.2020
in Главное
Reading Time: 1 min read
A A

Home » Главное » Смогут ли Белоруссия и Россия обнулить транзитный потенциал Прибалтики?

Share on FacebookShare on Twitter


Попытка вмешательства Литвы в президентские выборы в Белоруссии серьезно осложнила межгосударственные отношения этих двух стран, и в середине августа Лукашенко заявил, что переориентирует белорусские грузопотоки, идущие через Литву, на российское направление ― в порты Ленинградской области. Это должно нанести серьезный удар по литовской экономике, поскольку до 30 процентов грузооборота литовского порта Клайпеда приходится на обслуживания белорусского транзита.

Русские спасают, но их наказывают: Захарова на заложниках-болгарах объяснила странности Запада

Суд ограничил Ивану Сафронову время на ознакомление с делом, в котором 10 тыс. страниц

Посмотрим, насколько серьезным было это заявление Лукашенко и в состоянии ли он его реализовать. Всего через порты Прибалтики Белоруссия экспортирует порядка 30 млн тонн грузов, в основном это удобрения ― до 10 млн тонн и нефтепродукты ― до 8 млн тонн, в том числе через порт Клайпеда 14,1 млн грузов ― 9,8 млн тонн калийных удобрений и 4,3 млн тонн нефтепродуктов. То есть через Литву идет половина всего белорусского грузопотока.

В результате переговоров с российской стороной стало понятно, что перенаправить весь грузооборот с портов Прибалтики на российские порты технически невозможно, для этого нет соответствующей транспортной инфраструктуры. Министр энергетики России Александр Новак в начале сентября заявил о возможности грузооборота через российские порты порядка 3–4 млн тонн.

В середине сентября после анализа всех возможных вариантов поставок он повысил свое прогноз, заявив: «Как известно, в нашем северо-западном кластере есть свободные мощности портов Приморск, Санкт-Петербург, Усть-Луга… В настоящее время идет проработка условий. Объемы могут составить от 4–6 млн тонн нефтепродуктов». То есть через Россию можно перенаправить только четверть всех грузов, идущих через Прибалтику, и это касается только нефтепродуктов. Заявление Лукашенко оказалось, по сути, популистским и никак не может быть реализовано на настоящем этапе.

Причина очень проста: если посмотреть на карту, то станет понятно, что прибалтийские порты значительно ближе к Белоруссии, чем российские. Расстояние увеличивается примерно на 300 км, и доставка удобрений может быть обеспечена только железной дорогой, а нефтепродуктов ― железной дорогой и с помощью продуктопроводов. Прямой железной дороги из Белоруссии на Усть-Лугу через Псков сегодня нет, отсутствуют продуктопровод и необходимая логистика, к тому же в ленинградских портах ограничена соответствующая инфраструктура для дополнительного приема и перевалки этих грузов.

Сейчас можно транспортировать грузы только по существующей и так перегруженной железной дороге в обход Пскова, делая крюк через Великие Луки, а нефтепродукты ― по резервным веткам системы нефтепроводов «Дружба», но это еще более удлиняет расстояние и удорожает стоимость транспортировки. Россия пока не может предложить условий транспортировки, экономически равных или хотя бы близких к прибалтийским. Возможность скидки РЖД транспортных расходов на 50 процентов не решает проблемы, а более высокие скидки ведут к убыточности перевозок.

Как следует из официальных сообщений, сейчас прорабатывается переброска грузов по существующим транспортным коридорам с серьезной скидкой на транспортные расходы только нефтепродуктов, по транспортировке и перевалке удобрений есть еще более серьезные вопросы.

Для того чтобы транспортировка и перевалка удобрений и нефтепродуктов была экономически выгодна, необходимо прокладывать прямую железную дорогу из Белоруссии на Усть-Лугу через Псков, которая нужна и для подъема экономики этого депрессивного российского региона, а для транспортировки нефтепродуктов ― прямой продуктопровод.

Вариант прокладки продуктопровода российская «Транснефть» уже предлагала несколько раз, но он экономически выгоден только при прокачке до 8 млн тонн нефтепродуктов, то есть все белорусские поставки нефтепродуктов через Прибалтику должны быть переориентированы на Россию. По этому вопросу взаимопонимание сторон пока не достигнуто.

С транспортировкой и перевалкой удобрений ситуация куда сложнее. Россия не может принять сегодня белорусские удобрения, так как у нее нет мощностей для их перевалки. К тому же до 36 процентов экспорта российских удобрений также приходится на прибалтийские порты, а между основными производителями минеральных удобрений «Беларуськалием» и российским «Уралхимом», занимающими 21,3 и 20 проц. относительно мирового рынка удобрений, давно уже существует конфликт интересов и жесткая конкуренция.

Программа по расширению инфраструктуры для перевалки удобрений в российских портах реализуется, и дополнительные мощности будут постепенно вводиться в строй в 2021–2024 годах. Терминалов там недостаточно, поэтому Лукашенко и предложил совместно построить в порту Усть-Луги терминалы для перевалки белорусских удобрений. Следует напомнить, что после развала в 2013 году калийного альянса между «Уралхимом» и «Беларуськалием» последний организовал эффективную логистику через порт в Клайпеде, приобретя там 30 процентов мощности терминалов по перевалке удобрений, и вышел в число мировых лидеров по экспорту калийных удобрений.

Уже не первый год идет противостояние двух мощных конкурентов «Баларуськалия» и «Уралхима», владельцем последнего является одиозный российский миллиардер белорусского происхождения Дмитрий Мазепин, по версии Forbes входящий в 100 богатейших людей России. В России он прославился рейдерскими захватами производителей удобрений и подмял под себя их значительную часть, в связи с этим за ним тянется шлейф уголовных дел и, опасаясь уголовных преследований, он обустроился в Риге. Большую часть экспорта удобрений он проводит через рижский порт, в котором владеет частью портовых терминалов. Мазепин добивается латвийского гражданства и принимает активное участие в финансировании латвийских политиков.

Предприимчивый миллиардер предусмотрительно вывел свои российские активы в офшорные компании и в 2013 году попытался подмять под себя и «Баларуськалий» путем захвата рынков сбыта, а затем и поглощения конкурента, однако реализовать это ему не удалось, поскольку в конфликт вмешался лично Лукашенко и не допустил этого.

После начала августовского противостояния в Белоруссии Мазепин, являясь руководителем Российско-Белорусского делового совета (РБДС), направил от его имени обращение с предложением признать факты притеснения оппозиции, сесть с ней за стол переговоров, сформировать на основе РБДС Комитет национального спасения и начать переговоры с властью, но эта инициатива не нашла поддержки. Мазепин на этом не остановился и продолжает поиск путей поглощения белорусского конкурента, пытаясь играть уже на политическом поле, и в этом ему серьезно подыгрывает «Газпром». При этом его деятельность расходится с интересами российского государства и тем более с интересами Белоруссии.

Как видим, помимо проблем с транспортировкой и перевалкой удобрений, есть серьезные противоречия между российскими и белорусскими производителями, и прежде чем говорить об экономической интеграции в этой отрасли, необходимо вырабатывать общую позицию по этому направлению и устранять противоречия.

Реализовывать предложенную Лукашенко переориентацию белорусского грузопотока удобрений и нефтепродуктов с прибалтийских портов на российские на данном этапе возможно только в части транспортировки какого-то ограниченного объема нефтепродуктов. Для реализации задачи в полном объеме потребуется строительство прямой железной дороги и продуктопровода, а это требует серьезных инвестиций и длительного времени. Такие проекты закладываются на много лет вперед и предусматривают использование их десятилетиями. В связи с этим экономическая интеграция стран должна предусматривать и глубокую политическую интеграцию, без которой реализация проектов такого масштаба может вызывать большие сомнения.

Помимо использования транспортных коридоров стран Прибалтики для транзита белорусских нефтепродуктов и удобрений, в эти страны планируется перебрасывать излишки электроэнергии построенной с помощью России Белорусской АЭС, от которой они уже сейчас отказываются и требуют закрытия станции. В перспективе Прибалтика может создать Белоруссии проблемы и на этом направлении, к ним надо заранее готовиться и предусматривать эффективное использование излишков электроэнергии АЭС.

Одним из вариантов может быть предложенная российским экспертом по энергетике Борисом Марцинкевичем программа строительства в Белоруссии газоперерабатывающих производств, аналогично строящемуся в дополнение к газопроводу «Сила Сибири» Амурскому газоперерабатывающему заводу. Такая программа предусматривает строительство в Белоруссии энергоемких газоперерабатывающих заводов, переработку на них транзитного российского газа и использование «никому не нужной» электроэнергии Белорусской АЭС.

Эти предприятия с высокой добавочной стоимостью могут производить из природного газа гелий, этан, стирол, полиэтилен, этиленгликоль для производства бутылок, винилхлорид для производства ПВХ, пластиковых окон, искусственной кожи, уплотнителей и много еще интересных и нужных товаров. Реализация такой совместной российско-белорусской программы решает сразу несколько задач, обеспечивает эффективную переработку газа и загружает мощности электростанции, повышает занятость населения, запускает выпуск востребованной в Белоруссии, России и за рубежом ликвидной продукции и приводит к успешной экономической интеграции двух стран.

Внедрение проектов по переориентированию белорусских грузопотоков с прибалтийских портов на российские и использование энергетических мощностей Белоруссии возможно только при реализации серьезных совместных инвестиционных проектов в Белоруссии и России, представляющих обоюдный интерес для экономик двух стран. Все это становится достижимым при политической интеграции двух стран, исключающей разрыв достигнутых соглашений. В этой связи вопросы создания механизмов функционирования Союзного государства становятся как никогда актуальными.

Юрий Апухтин

Share1Tweet1ShareShareShareSendShareScan
Главное

Русские спасают, но их наказывают: Захарова на заложниках-болгарах объяснила странности Запада

17.04.2022
Главное

Суд ограничил Ивану Сафронову время на ознакомление с делом, в котором 10 тыс. страниц

26.01.2022
Главное

«Единая Россия» предложила поставить ДНР и ЛНР вооружение

26.01.2022
Главное

Реальная инфляция достигла 20%

26.01.2022
Главное

Володин: санкции против Путина ударят по всем россиянам

26.01.2022
Главное

Иностранные интернет-гиганты без офисов в РФ не смогут получать деньги за рекламу

26.01.2022

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
  • Да, серьезно, а ты не верил? Как герой мема выглядит сейчас?

    71 shares
    Share 28 Tweet 18
  • Кто по национальности Александр Абдулов. Происхождение его предков исходя из фамилии

    46 shares
    Share 18 Tweet 12
  • Кто по национальности актер Ян Цапник. Что значит его фамилия

    25 shares
    Share 10 Tweet 6
  • Как живет главный кондитер России Ренат Агзамов. Его самый дорогой тортик и кто жена преуспевающего бизнесмена

    21 shares
    Share 8 Tweet 5
  • Захарова призналась, что влюблена в Нью-Йорк

    19 shares
    Share 8 Tweet 5

Метки

«Искандер Беларуси Белоруссии Богатырев Германии Грузии Лукашенко Минск Мы России Сирии Турция Украины атомной будет канала корабли может наших ракет российской случае страны только экспертов

RECENT NEWS

  • Русские спасают, но их наказывают: Захарова на заложниках-болгарах объяснила странности Запада
  • Суд ограничил Ивану Сафронову время на ознакомление с делом, в котором 10 тыс. страниц
  • «Единая Россия» предложила поставить ДНР и ЛНР вооружение
  • Реальная инфляция достигла 20%

CATEGORIES

  • Авто
  • Главное
  • Игры
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Спорт
  • Технологии
  • Шоу-биз
  • Экономика
  • Contact

© 2022

No Result
View All Result
  • Главная
  • Авто
  • Главное
  • Игры
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Спорт
  • Технологии
  • Шоу-биз
  • Экономика

© 2022