Противостояние России и Запада длится веками, независимо от политического строя, правящих лидеров и международной обстановки. При этом отмечается одна особенность: как только возрастают мощь и влияние русского государства, противостояние усиливается и ослабевает, когда Россия сдает свои позиции и готова пойти на уступки Западу. Во времена Советского Союза это пытались объяснить противостоянием разных политических систем. Россия давно уже рассталась с социализмом, потеряв значительную часть территории и влияния, а Запад не оставляет стремления задушить ее и делает все возможное для ограничения суверенности русского государства.
Естественно, встает вопрос, почему так происходит, в чем кроется причина несовместимости с Западом и какие могут быть возможные последствия такого противостояния?
У народов русской и западной цивилизаций один корень ― христианство, но слишком разные заложенные в основу общества традиционные ценности, приведшие к расколу и формированию двух несовместимых цивилизаций с разным укладом жизни и набором ценностей.
Русский народ просто другой, это суперэтнос, объединивший родственные этносы в единую нацию, создавшую русскую цивилизацию со своим цивилизационным кодом и иным подходом к бытию общества. Между двумя цивилизациями непримиримая борьба ценностей, которая не может закончиться миром, а только поглощением одной цивилизации другой.
В основе социальной организации русского общества лежат традиционные нравственные ценности с главенством общественных интересов над индивидуальными, справедливости над законом, власти над собственностью, служения над владением, отзывчивости над стяжательством. В русском обществе заложен коллективистский цивилизационный код с отсутствием сакрализации частной собственности, ведущей к социальному неравенству, отсюда и тяга русского человека к социальному государству.
В основе образа и уклада жизни западного общества лежат совершенно другие либеральные ценности на основе индивидуализма и приоритета личных интересов: абсолютизация свободы и вседозволенность индивида, выбор любого набора ценностей без обязательств перед обществом, монетизация всего и вся и получение прибыли за счет ближнего. В западном обществе заложен индивидуалистский цивилизационный код с приоритетом права индивида над правами общества, ведущий к социальному неравенству. В связи с этим социальное государство несовместимо с идеями либерализма.
Русское общество к тому же сохранило и моральные христианские ценности, а на Западе они выродились и находятся на грани полного угасания. Мы непонятны и чужды Западу, он морально проигрывает в противостоянии ценностей и стремится любым путем уничтожить непокорную русскую цивилизацию, так как она предлагает другой путь развития общества и упорно противостоит западному гегемонизму.
Неоднократные попытки Запада военным путем уничтожить нас не принесли успеха, и к 1980-м годам стратегия изменилась. Изменив тип и форму войны, нас решили победить на информационном, ментальном, идеологическом и культурном поле и развалить изнутри. Целью было уничтожение базовой ценностной основы миропонимания (что такое хорошо и что такое плохо), навязывание западных ценностей, разрушающих русский цивилизационный код. Взяв на вооружение идеологию прав человека, толерантности, неограниченной свободы, защиты природы и человеческих пороков, Запад стремится разрушить русскую государственность, национальное единство, семью и мораль.
Цель войны подобного типа ― смена культурно-цивилизационной сущности государствообразующего народа, превращение его в манкурта и подчинение своей воле с установлением господства западной идеологии над умами людей, а глобальных корпораций ― над территорией и ресурсами русской цивилизации.
Реализацию столь грандиозной задачи взяли на себя Соединенные Штаты с помощью условно называемых Гарвардского и Хьюстонского проектов и четко реализовывали программу по задуманной схеме.
По программе Гарвардского проекта в 1980-е годы должна была быть уничтожена «империя зла» ― Советский Союз путем идеологического разрушения советского общества, дискредитации идей социализма, усиления национальных элит на окраинах, либерализации экономики и приватизации госсобственности, демонтажа советской политической системы и подготовки общества к переходу «от социализма к капитализму» с повсеместным введением обязательного атрибута частной собственности ― за все надо платить. Эти действия должны были повлечь ликвидацию мировой социалистической системы, роспуск Варшавского договора, запрет коммунистической партии и развал Советского Союза.
Американцы подошли творчески, поручив реализацию программы деградировавшей советской элите, решившей конвертировать власть в свою собственность и на равных влиться в западную элиту. Завершающий этап в 90-е должен был в рамках Хьюстонского проекта закончиться расчленением России на мелкие государства и превращением их в сырьевые придатки Запада. При этом предполагалось, что Сибирь отойдет под контроль США, Северо-Запад ― Германии, Юг и Поволжье ― Турции, а Дальний Восток ― Японии.
Программа успешно продвигалась к завершению, но дорвавшаяся до власти российская элита решила обезопасить себя от диктата американцев и поставила во главе государства «охранителя» Путина, с которым к власти неожиданно пришел клан государственников, поставивший перед собой совершенно другую цель ― возрождение могущества и влияния России на основе ее традиционных ценностей.
Почувствовав силу «коллективного Путина» и потерпев неудачу в продвижении своих интересов через эту команду, американцы предприняли шаги по дискредитации и смещению президента в надежде, что с заменой лидера все вернется на старые рельсы. Они не учли главного: российское общество, насмотревшись на прелести «русского капитализма», стало другим, в упор не воспринимает либеральные ценности и при всех изъянах правящей команды готово поддерживать патриотическую власть. Чем больше было давление Запада на Путина, тем сильнее становилась его поддержка в обществе.
Путем массированной пропаганды и через агентов влияния Вашингтон поставил также задачу восстания российской элиты с целью свержения Путина и замены его на своего человека. Но американские кандидатуры на этот пост были настолько карикатурны, что вызывали отторжение в российском обществе. Достаточно вспомнить наглого «сидельца» Ходорковского или еще более смехотворную фигуру Навального. Американский призыв «Алешку на царство» мог только вызвать гомерический хохот в России.
Не добившись успеха и в этом направлении, американцы изменили тактику и приступили к массированному внешнему давлению на Россию «цивилизованного мира» с пристегиванием к этому процессу постсоветских и восточноевропейских лимитрофов. Основную ставку сделали на усиленную радикализацию национализма, исламских идеологий и панисламизма, организовав волну оранжевых революций по периметру России и создав ей довольно ощутимые проблемы. Особо это коснулось Грузии и Украины.
В ответ на организованный США и поддержанный Европой государственный переворот в Киеве в 2014 году, поставивший под угрозу базирование Черноморского флота в Севастополе, окрепшая Россия «асимметричным ответом» вернула себе Крым. Взбешенный таким российским своеволием Запад использовал это как повод для любых «ответных» действий против Москвы и запуска процесса изоляции России, введения против нее санкций и превращения в мирового изгоя и очередную «империю зла».
В июне 2014 года Вашингтон принимает программу «Европейская инициатива перестраховки», ставившая ключевую задачу по противодействию «провокационным военным действиям России на Украине». По итогам нескольких волн расширения НАТО, поставивших многие страны Европы перед искусственным выбором ― быть либо с коллективным Западом, либо с Россией, они примкнули к западному блоку. На саммитах НАТО были приняты важнейшие стратегические решения и официально провозглашено о «появлении новой угрозы безопасности в лице России», которую объявили агрессором, и о развёртывании военных структур у российских границ.
В рамках принятой в 2017 году Стратегии национальной безопасности США с использованием структур НАТО, ЕС и ОБСЕ стали усиленно «поджигать» Россию изнутри и снаружи, раздувая вдоль её границ застарелые и новые конфликты, создавая военно-политические и экономические проблемы в Крыму, Донбассе и Карабахе. Американцы открыто приступили к сколачиванию под своим протекторатом блоков сателлитов, направленных против России. С этой целью они стремятся объединить в единый блок Польшу, Турцию и Украину с их националистическими режимами, пристраивая к ним в качестве союзников Грузию, Азербайджан, Румынию и Молдавию и привлекая к их деятельности нейтральные Швецию и Финляндию. После 2014 года резко увеличилось количество и масштабы учений НАТО у российских границ, носящих агрессивный и наступательный характер, наращивается присутствие альянса в Прибалтике, усиливаются попытки дестабилизировать Белоруссию.
Постсоветские и восточноевропейские лимитрофы, страдающие комплексом международной неполноценности, воодушевленные стратегией Запада по сдерживанию России, начали наглеть, предъявлять претензии и устраивать провокации, стремясь как можно больнее укусить «русского медведя». По всему периметру РФ расцвели махровый национализм и пещерная русофобия, умело поддерживаемые американцами и направленные на провоцирование военных конфликтов, ведущих к распылению сил России в противостоянии с Западом. Особо преуспела в этом Украина, возглавляемая продажной хуторской элитой.
Помимо этого, в американской и европейской информационной среде усиленно раскручивается тема агрессивности России. Население убеждают в том, что Прибалтике, Польше и странам Северной Европы чуть ли не завтра грозит опасность нападения со стороны коварной и злобной России, и натовские генералы постоянно напоминают об этом.
Спровоцированный новый виток обострения также не принес ожидаемых результатов, а окрепшая Россия стала показывать зубы и демонстрировать готовность бороться за свои национальные интересы, в том числе и силой оружия. Попытка Вашингтона в марте-апреле этого года натравить Украину на Россию и втянуть ее в военный конфликт в Донбассе провалилась, Россия продемонстрировала готовность применить военную силу не только против Украины, но и против Запада. Еще более решительные действия были продемонстрированы при пресечении силой оружия захода английского корабля в российские территориальные воды. Все это заставило американцев признать усиление России и пересмотреть свои подходы.
К тому же кризис мировой финансовой системы, астрономический госдолг и раскол элиты США, а также появление второго фронта в связи с экономическим рывком «прикормленного» Китая и его заявкой на мировое лидерство заставили гегемона искать варианты борьбы уже с двумя не подчинившимися ему цивилизациями.
Последовавший июньский вояж Байдена в Европу, подписание с Великобританией новой Атлантической хартии, проведение саммитов «Семерки» и НАТО, встреча в Женеве с Путиным ознаменовали собой новый этап противостояния коллективного Запада со своими геополитическими противниками, теперь уже не только с Россией, но и с Китаем, поставившими под вопрос гегемонизм США. Американцам ничего не оставалось, как искать пути разрушения стратегического партнерства Москвы и Пекина, подрыва китайской экономической мощи и в будущем разгром Китая и России поодиночке.
Американцы после саммита президентов вместо поиска взаимоприемлемого баланса интересов на паритетных началах продолжили добиваться реализации только своих целей путем выдвижения новых требований и угроз по отношению к России. На это им из Кремля было заявлено, что диалог с позиции силы неприемлем и на такие действия будут жесткие и решительные ответы.
На своей пресс-конференции после саммита Байден также намекнул, что Россия должна опасаться своего южного соседа, поскольку он может представлять серьезную экономическую и военную угрозу российским интересам. Американская попытка противопоставить Россию и Китай, как они это сделали вместе с китайским руководством в 1969 году после событий на острове Даманский, более чем на двадцать лет оторвавших Пекин от Москвы, на этот раз это не удалась. Китай не устраивает роль «подсобного» США в противостоянии с Россией, он уже хочет стать новым центром мировой геополитики и не скрывает своего желания бросить перчатку бывшему гегемону, а окрепшая и набирающая силу Россия отлично понимает, какую роль ей пытаются отвести американцы.
Понимая неизбежность борьбы на два фронта, США уже начали формировать и против Китая военно-политический блок из Японии, Южной Кореи, Филиппин, Австралии и других стран Юго-Восточной Азии, пытаясь сдержать его. Такая расстановка сил может заставить примкнуть к российско-китайской платформе Иран, Северную Корею, Венесуэлу, Кубу и Сирию, не утративших стремления к самостоятельной внутренней и внешней политике.
«Прозрачные» намеки Байдена не могли быть оставлены без внимания лидерами России и Китая, между ними неизбежно должна была состояться встреча для обмена мнениями. Создавшаяся геополитическая обстановка вынуждала Пекин и Москву «дружить» против США и координировать свои действия, что и было продемонстрировано на видеоконференции двух лидеров, которые заявили о решимости продолжить дружественные и добрососедские отношения, противодействовать усилиям третьих стран, направленных на ослабление двух великих держав и координировать свои действия по отстаиванию своих интересов на международной арене. Москва и Пекин послали Вашингтону недвусмысленный сигнал, что не собираются уступать американскому шантажу и готовы принять вызов.
Противостояние трех мировых цивилизаций усиливается, и ужесточается борьба за будущее мироустройство. США не хотят уступать свое лидерство и ищут способы подавления своих противников. В этом раскладе противостояние России и Китая вряд ли возможно, восточная цивилизация принципиально другая и не претендует на подавление своего северного соседа. Ей есть куда развиваться в Юго-Восточной Азии, и в лице России она может видеть только союзника.
Русская и западная цивилизации представляют собой два крыла европейских народов, отстаивающих свои ценности и взгляды на будущее, они конкуренты и никогда не будут партнерами. Их методы и цели диаметрально противоположны, между этими цивилизациями мира и взаимопонимания достичь не получится, исторически одна из них должна покорить другую. Точка бифуркации приближается. Если Запад проходит этап падения, внутренних конфликтов и противоречий, то Россия сейчас на подъеме и наращивает темпы своего влияния в мире. Столкновение двух цивилизаций неизбежно, и в какой форме оно произойдет, время покажет. На пути Запада по расширению своей цивилизации от Лиссабона до Владивостока стоит русская цивилизация, не собирающаяся погибать под руинами слишком уж амбициозного агрессора, и не исключен вариант, когда этот процесс может пойти вспять от Владивостока до Лиссабона с плачевными для Запада результатами.
Юрий Апухтин