Тегеран сочтет поводом к войне появление в Ормузском проливе ВМС еврейского государства
Иран предупреждает о рисках участия израильских сил в создаваемой США коалиции по охране судоходства на Ближнем Востоке. Влиятельная военно-политическая организация страны – Корпус стражей исламской революции (КСИР) – пригрозила не только войной на море, но и захватом любых иностранных судов, даже тех, которые будут под защитой ВМС западных стран. В экспертной среде говорят, что Иран вполне способен взять под контроль особо охраняемые торговые суда. В этой ситуации у него есть даже некоторые преимущества.
Заявление о перспективах войны в случае израильского военного присутствия у берегов Ирана сделал командующий ВМС КСИР контр-адмирал Али-Реза Тангсири. Он предупредил, что «любое незаконное присутствие сионистов (израильтян. – «НГ») в водах Персидского залива может привести к войне». Слова контр-адмирала приводит ливанский телеканал Al-Mayadeen, близкий к лояльной Тегерану ливанской группировке «Хезболла». Тангсири, вероятно, имеет в виду процесс формирования международной коалиции под эгидой США по охране судоходства в Персидском заливе. По его словам, командиры КСИР при желании могут «задержать любой корабль, даже если его сопровождают американские и британские силы».
Комментарии Тангсири последовали в ответ на выступление министра иностранных дел Израиля и члена военно-политического кабинета Исраэля Каца. Неделю назад он, обсуждая проблемы вокруг Ирана на закрытом заседании комитета по иностранным делам и обороне Кнессета, заявил о подготовке к участию в международной коалиции по охране судоходства.
Содержание его выступления раскрыл израильский портал Ynet. По его словам, создаваемая США миссия отвечает стратегическим интересам еврейского государства. Среди них – противодействие Ирану и укрепление связей со странами Персидского залива. Кац информировал депутатов, что поручил своему ведомству изучить возможность включения Израиля в коалицию после недавнего визита в Абу-Даби. В ходе переговоров Кац, как сообщала израильская пресса, обсудил с властями Эмиратов «иранскую угрозу».
Формирование соответствующей коалиции Иран широко трактует как преднамеренную попытку нанести удар по его интересам. Выступая 12 августа на первом Каспийском экономическом форуме в Туркмении, первый вице-президент Ирана Эсхак Джахангири заявил, что «односторонняя политика Америки и использование санкций» – это огромная проблема для Ближнего Востока. Соединенные Штаты, по его словам, игнорируют тот факт, что Иран всегда выполнял взятые на себя обязательства. Джахангири уверен: Вашингтон хочет «создать нестабильность» на Ближнем Востоке. «Иранофобия является проблемой, которую американцы создают для нашего региона», – говорит первый вице-президент Ирана. Касаясь ситуации с судоходством в Ормузском проливе, он отметил, что Тегеран выступает за то, чтобы такие вопросы обсуждались за столом переговоров.
Впрочем, сам процесс создания специального международного альянса, который займется «иранской угрозой», пока не внушает уверенности в его будущем. Попытки США организовать охрану Ормузского пролива наталкиваются на боязнь их европейских союзников вступить в прямую конфронтацию с Ираном. К примеру, объявляя накануне о своем участии в миссии под эгидой США, британское Министерство обороны заявило, что «будет в значительной степени использовать те ресурсы, которые уже есть в регионе». Впрочем, Лондон уверил, что королевский флот не отказывается от патрулирования вместе с ВМС США. В настоящее время в регионе находятся два британских военных корабля – фрегат HMS Montrose и эскадренный миноносец HMS Duncan. Причем первый должен уйти на плановый ремонт в конце этого месяца.
Франция и Германия, в свою очередь, также не готовы к отправке своих ВМС на Ближний Восток. Речь идет только об обмене разведданными. Для европейских стран, которые все еще остаются подписантами многостороннего ядерного соглашения с Ираном, принципиально важно сохранить контакты с Исламской Республикой и использовать все рычаги для хоть какой-то «реставрации» подписанной в 2015 году сделки. А вот Австралия вообще не дает ответа на призывы своего союзника. Накануне министр обороны страны Линда Рейнольдс сказала членам американской администрации, что их «очень серьезным» и «сложным» запросам будет уделено «очень серьезное внимание». Готовность к полноценному участию пока что продемонстрировала Япония.
В экспертной среде считают, что многое в ситуации вокруг судоходства в Персидском заливе будет зависеть от формата и деталей израильского участия в международной коалиции. «Озвученная информация об этом носит очень расплывчатый характер: речь идет о предоставлении разведывательной информации, – заявил «НГ» военный эксперт Юрий Лямин. – Конечно, демонстративное появление израильских кораблей около территориальных вод Ирана неизбежно усилит и без того высокую напряженность в районе Персидского залива и вероятность каких-либо вооруженных инцидентов, учитывая открыто враждебные отношения между Израилем и Ираном».
Что касается возможностей Ирана по захвату судов, то, как считает аналитик, даже в условиях присутствия британских и американских кораблей в регионе это вполне возможно. «У иранской стороны в таком случае есть преимущество в выборе места и в выборе объекта действий из множества своих баз на побережье и островах в Персидском заливе и Ормузском проливе», – обращает внимание Лямин. Главным вопросом при этом, по мнению эксперта, остается то, как поведут себя стороны, если ситуация пойдет по неблагоприятному сценарию. «Тут будет присутствовать сильный элемент риска, так как ситуация может быстро перерасти в вооруженное противостояние», – говорит аналитик.
Напомним, что администрация президента США выдвинула идею создания военно-морской коалиции в июне на фоне многочисленных атак на иностранные торговые суда в Персидском заливе. Изначально идея состояла в том, чтобы каждая страна обеспечивала свои торговые суда военным конвоем, а американские военные занимались общим наблюдением, следили за оперативной зоной и взяли на себя командование. Глава Пентагона Марк Эспер, впрочем, изначально не отрицал, что США сразу встретили «различные степени реакции» на эту идею.