С «фронта» китайско-американской «торговой войны» пришло новое сообщение: США внезапно «дали задний ход» в отношении своего последнего решения – введения с 1 сентября пошлин в 10% на все без исключения товары, импортируемые из Поднебесной. Намерение отложить внедрение ограничительных тарифов, хотя бы относительно части китайских товаров, до 15 декабря, приписывается лично главе государства. Якобы, сердобольный Дональд Трамп таким образом пошел навстречу своим соотечественникам, не желая превращать для них предпраздничный рождественский шоппинг в финансовый шок от новых цен на подарки… Складное объяснение.
Однако в вопросе, что на самом деле стоит за таким шагом Белого Дома, стоит разобраться детальнее.
Кому сейчас хуже?
Вопрос, можно сказать, риторический… Крайне серьезные проблемы, причиной которых является тянущийся с прошлого года конфликт между двумя сильнейшими экономиками мира, испытывают сегодня они обе. Да и не только они — весь мир буквально «трясет» от последствий этой схватки. И тем не менее, попробовать сравнить потери Пекина и Вашингтона все-таки можно. Дело, прежде всего, в том, что Соединенные Штаты сами не заметили, как крайне плотно «присели на иглу» китайского экспорта. Шутка ли сказать – одних только звездно-полосатых флагов, являющихся символом американского патриотизма, в прошлом году в страну ввезли из Поднебесной на 6 миллиардов долларов! Их, кстати, Трамп, в начинающем действовать с 1 сентября санкционном списке, оставил. А вот Библии пришлось убрать не только оттуда, но и из любых проскрипционных перечней вообще – американцы давно уже молятся исключительно по Священному писанию, отпечатанному в Китае. Впрочем, главными пунктами, по которым США допустили отступление, стали, конечно же, мобильные телефоны, ноутбуки и прочие электронные гаджеты, без которых сегодня их жителям обходиться гораздо сложнее, чем без знамен и молитвенников. Именно тут без китайского экспорта вообще никак.
Да, процесс исхода из Поднебесной технологических компаний, производящих все эти символы современной цивилизации, идет, причем — достаточно ощутимыми темпами. Так, на днях, о решении перенести производство своих ноутбуков на Тайвань, заявило руководство HP Inc. Inventec Corp. По имеющимся данным, туда же уже «сбежали» производители материнских плат для компьютеров из Google Alphabet Inc. Если конфликт между Вашингтоном и Пекином не будет урегулирован в обозримом будущем, на выход из Китая вполне могут засобираться такие гиганты, как Microsoft, Amazon, Sony и Nintendo, уже сейчас, по слухам, подумывающие о перемещении своих производств в другие страны Юго-Восточной Азии и Индию. Впрочем, все подобного рода процессы являются для крупных корпораций крайне болезненными и убыточными. При них неминуемо рушатся тщательно отлаживаемые десятилетиями цепочки поставок и трещит по швам система промышленной кооперации во всем мире. Тайвань, между прочим, не резиновый! А перенос сборочных цехов в «непроверенные», хотя и потенциально перспективные регионы, зачастую может вообще обернуться провалом. Та же Apple, запустившая в Индии свои производственные мощности, рассчитывала шлепать на них iPhone как горячие пирожки – по 3 миллиона в год, да еще и получить льготы на экспортные пошлины от местного правительства. Однако, как выяснилось, и реальные возможности тамошнего конвейера втрое меньше (едва хватит, чтобы покрыть местные потребности), и никаких преференций давать никто не собирается. «Индийских iPhone» на рынке нет и не предвидится…
А кому легко?
«Торговая война» чем дальше, тем больше терзает экономику обеих стран. Для Пекина крайне тревожным сигналом является то, что промышленное производство в стране сейчас находится на отметке, самой низкой за последние 17 лет. Да, речь идет не о его падении, а о замедлении роста. Однако этот процесс идет быстрее, чем предсказывают аналитики – промпроизводство в Поднебесной в июле выросло на 4.8% против июньских темпов в 6.3%. И это даже хуже, чем ожидалось – экономические аналитики пророчили снижение роста до 5.8%. Также, в Китае наблюдается снижение прироста инвестиций, как в частный сектор, так и в основной капитал. А вдобавок, что совсем уж стало нехарактерно для китайской экономики — всевозрастающее уменьшение темпов роста розничных продаж. По другую сторону океана все тоже отнюдь не сладко. Крупнейший американский инвестиционный банк Goldman Sachs в очередной раз ухудшил прогноз для экономики США на четвертый квартал, снизив оценку перспектив ее роста до 1.8% (на 20 базисных пунктов). Эксперты этого финансового учреждения твердо уверены в том, что мир на «Восточном торговом фронте» не наступит, как минимум, до 2020 года. Следовательно, ничего хорошего Соединенные Штаты не ожидает – пессимисты из банка пророчат стране практически неминуемый экономический спад.
Впрочем, как уже было сказано, «сигналы бедствия» начинают раздаваться со всего мира – по прогнозам компании Oxford Economics, мировая торговля в нынешнем году вырастет только на 1.2% — вчетверо меньший показатель, в сравнении с годом прошлым. И вот это – уже серьезно. Потери несет экономика всего Европейского Союза, но особенно ощутимы они в странах, являющихся его «локомотивами» — в той же Германии, в первую очередь. Нельзя не сказать и о том, что нашей стране эта абсолютно чужая для нее «война» тоже не несет ничего хорошего. Вовсе даже напротив – Россия все острее переживает последствия конфликта Вашингтона и Пекина. Резкая девальвация юаня нанесла болезненный удар по части отечественного ЗВР, номинированного именно в этой валюте. Снижение мирового промышленного производства неминуемо ведет к уменьшению прибылей наших компаний-экспортеров сырья и энергоносителей. Да и наблюдающийся сейчас повсеместно «инвестиционный спад» ожидаемо затронул и российскую экономику – из нее продолжается интенсивный отток капиталов.
Вопрос – в запасе прочности
Самое неприятное, что конца-края учиненному Соединенными Штатами экономическому кавардаку всемирного масштаба, пока что не видать. Тот же Дональд Трамп не так давно разоткровенничался о том, что хотя США и собираются вести дальше переговоры с Китаем, заключать с ним полноценную торговую сделку в Вашингтоне «пока не намерены». Между прочим, Ларри Кадлоу, являющийся советником Белого Дома по экономическим вопросам, еще в июне нынешнего года честно характеризовал все саммиты и встречи представительных делегаций двух стран, как «не имеющие реальной перспективы». Во всяком случае – в ближайшем обозримом будущем. Скорее всего, «по-хорошему» вопрос уже не решится. Конфликт может быть прекращен лишь тогда, когда одна из сторон поймет, что его продолжение для нее смертельно опасно. Но вот кто именно это будет? В Китае, как уже было сказано, речь пока идет не о рецессии или стагнации экономики, а лишь о снижении темпов ее роста. Неприятно, но не смертельно – и там это понимают прекрасно. Недавно мир облетели слова Жэнь Чжэнфэя, главы наиболее ненавистной Вашингтону китайской корпорации Huawei, призвавшего своих сотрудников «стать железной армией», способной противостоять «американским козням» до конца. В США же дела обстоят несколько по-иному…
Дефицит государственного бюджета Соединенных Штатов не просто бьет все рекорды – повергает в шок и ужас всех американских финансовых аналитиков. За 10 месяцев нынешнего года, он уже превысил объем всего прошлого года, составив почти 867 миллиардов долларов против 779 миллиардов за весь 2018 год. Это более, чем на четверть, превышает аналогичный показатель такого же прошлогоднего периода. Более того – если доходы американской казны в последнее время возросли на 3%, то расходы увеличились на все 8%. Фактически, едва ли не основным средством пополнения финансовых «закромов родины» для США, сейчас стали все те же драконовские таможенные пошлины, пополнившие их с момента введения на 57 миллиардов долларов. Однако, и это еще не все. По твердому убеждению экспертов финансовых рынков, в Соединенных Штатах уже проявился самый верный индикатор того, что страну ожидает рецессия – так называемая инверсия стоимости двух- и десятилетних казначейских облигаций. Случай, когда доходность «коротких» ценных бумаг вдруг превышает тот же показатель «длинных» бондов, является весьма редким. И фактически безошибочно сигнализирует о грядущем «обвале» экономики США — начиная с 1978 года подобное происходило пять раз. Последняя такая инверсия была зафиксирована как раз в 2007 году. События, воспоследовавшие через год, памятны всем по сей день. Запас прочности «самой мощной в мире экономики» на деле может оказаться вообще нулевым.
Скорее всего, в Вашингтоне эту ситуацию оценивают трезво. Оттого и не спешат «закручивать гайки» совсем уже до предела. Хотя… Пожалуй, дело тут в том, что Дональд Трамп осознает простейшую истину: достаточно одного серьезного обвала на биржах Нью-Йорка накануне президентских выборов – и второго срока в Белом Доме ему не видать, как своих ушей. Поэтому президент наверняка будет пытаться финтить, ловчить, толочь воду в ступе на бесконечных переговорах, и тем самым тянуть время до собственного переизбрания, кажущегося ему неизбежным. Экономика же США, да и всего остального мира, будет тем временем все быстрее «сползать» к крайне опасной черте. Что закончится раньше – Дональд Трамп или спровоцированные им глобальные проблемы? Ну, это нам предстоит выяснить уже довольно скоро.