Иллюстрация: Келли Рутерс
Помню, как-то на практике по педагогике перед нами выступала профессор оренбургского университета. Она рассказывала про клиповое мышление, детей и все такое. Мол, современный ребенок при рождении чуть ли не умнее всех старозаветных взрослых. Вот рождается такое чудо «индиго» и начинает срочно впитывать из мира потоки информации, как в фильме Люка Бессона.
Кадр из х/ф «Люси», 2014
Профессор запомнилась нам еще одним эпичным выступлением под названием «Я поставила себе цель стать профессором, и стала!» Но сутью недопонимания между нами был не тот случай. Просто в нашей группе заочников все, в отличие от профессора, имели реальный опыт работы с детьми. В садах, музыкальных школах, театрах и музеях. И мы очень хорошо знали, что «клиповое мышление» в большинстве случаев – банальная расхлябанность. Разрешать детям стали то, чего раньше не разрешали. И они перестали уважать учителя.
Иллюстрация: Келли Рутерс
В телефоне эти «индиго» тыкаются хорошо и рекламу всю наизусть помнят. А вот с Моцартами и Эйнштейнами что-то проблемы в последнее «время сверхскоростей». Маленькие гении рождались гораздо чаще, когда детей не записывали в сто секций, а заставляли штудировать академические труды. И очень показательна в этом смысле история «отца» современной астрономии.
Реальный источник гениальности
Тихо Браге был продолжателем знатного датского рода. Но по «педагогической» моде эпохи Возрождения его аристократические родители вкладывались не в путешествия и строительство вип-замков для отпрыска, а в классическое образование. В свои тринадцать лет Тихо уже учился в столичном университете. Он так бы и стал юристом, но в этот день, 21 августа 1560 произошло событие, которое изменило жизнь вундеркинда, а заодно историю науки и цивилизации вообще. Это было солнечное затмение. Оно так удивило мальчика, что тот решил заняться астрономией.
Кадр из х/ф «Люси», 2014
Ему светили блестящая карьера и государственный пост, но он остался верен своей мечте. Были десятилетия кропотливой и трудной научной работы, математики, опытов, теорий, борьбы с суевериями в обществе. Он разработал и собственноручно собрал множество высокоточных инструментов для наблюдений, построил несколько обсерваторий. В итоге дал работу Иоганну Кеплеру, который на основе трудов Браге сформулировал свои фундаментальные законы.
Талант где-то здесь
Я это все к тому, что современным родителям, которые сильно хотят вырастить гения, стоит уделять поменьше внимания «эзотерике» и побольше – истории науки. Тогда станет ясно, что самый главный талант – любознательность, упорство и стремление познать мир. Никогда не забывайте фразу Альберта Эйнштейна: «Во мне нет ничего особенного. Я просто имею любопытство ребенка и упрямство осла».
Текст: Дмитрий Зуев