Украина вышла из соглашения СНГ по контролю за созданием оружия массового уничтожения (ОМУ) чтобы пугать мир разработкой собственного ядерного оружия. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замдекана факультета мировой экономики и политики Андрей Суздальцев.
Правительство Украины объявило о выходе из соглашения СНГ по контролю за созданием оружия массового уничтожения. Этот договор подписывался в Минске, вступил в силу 26 июня 1992 года. Официальное название – «Соглашение о координации работ по вопросам экспортного контроля сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения (ОМУ) и ракетных средств его доставки». Киев объявил, что извещает исполком СНГ о прекращении участия.
«Выход Украины из стратегического соглашения в рамках СНГ лишь на первый взгляд кажется развязыванием рук для продажи ракетных технологий за рубеж, — отмечает аналитик. – На самом деле Украину соглашения в этой части особо никогда не слышали – после распада СССР политики этой страны начали активно распродавать огромное военное наследие, доставшееся стране от Советского Союза. Самые передовые разработки были «слиты» США всего за несколько лет, что похуже – пошло на экспорт в третьи страны.
Доказательствами тому были скандалы, что технологии, на которых выстраивали ракетно-ядерные программы Северная Корея и Иран, подозрительно похожи на те, что имела в арсенале Украина. Более того, первые снаряды КНДР, как гласила американская разведка, были как две капли воды похожи на украинские образцы. От этих обвинений Киев неумело отбивался всего несколько лет назад, и на международном уровне звучали крайне неубедительно. Только протекторат США помог снять претензии».
Возврат в прошлое
Договор предусматривает, что государства Содружества сотрудничают по вопросам контроля в сфере ОМУ. А также создают для этого в своих странах национальные системы экспортного контроля. Государства-участники осуществляют экспортный контроль установлением лицензирования и таможенного контроля экспорта на основе единых контрольных списков отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, применяемых при создании ОМУ и ракетных средств его доставки.
Но, по словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, несмотря на неоднократные заявления киевских властей о намерении разорвать отношения с Содружеством, никаких официальных уведомлений о выходе Украины из СНГ в Исполком не поступало. Она констатировала, что «Украина де-юре остается полноценным государством-участником СНГ» и Киев регулярно приглашается на заседания высших уставных органов, а также информируется об их итогах.
«Выходом из стратегических соглашений по оружию массового уничтожения в рамках СНГ Киев показывает, что намерен вернуться к идее обзавестись «оружием судного дня» – ядерным арсеналом. Разговоры об этом разные президенты Украины поднимают еще с середины 1990-х, заявляя сожаления о былой мощи страны. Технологии по разработке и эксплуатации ядерных вооружений у Киева есть, но они не комплексные, а частичные – тоже остались в наследство от СССР. Теоретически Украина создать такой арсенал может.
Но нужно учитывать, что создание и обслуживание ядерного оружия — это целая отрасль, причем очень дорогостоящая. Для этого нужно завозить специалистов, технологии, материалы, строить специальные заводы, полигоны для испытаний, а также хранилища ракет и ядерных материалов. И если пренебречь хоть чем-то, можно обеспечить внеплановый ядерный взрыв на собственной территории с глобальными последствиями. Но в теории шансы получить «ядерную дубину» у Киева есть», — подчеркивает политолог.
Словесные интервенции
Кабинет министров Украины в последние годы уже прекратил действие ряда соглашений, подписанных в рамках СНГ, объясняя это тем, что они несовместимы с обязательствами Киева по ассоциации с Европейским союзом. Руководство Украины, пришедшее к власти после государственного переворота 2014 года, сразу заявило, что начинает процесс выхода из СНГ.
Затем Петр Порошенко, занявший тогда пост президента, подписал указ об окончательном прекращении участия Украины в работе уставных органов Содружества, а в августе 2018 года было закрыто представительство Украины при уставных органах СНГ, контакты осуществляются через украинское посольство в Минске. На сегодняшний день Киев вышел из 16 международных соглашений, заключенных в рамках СНГ, и продолжает оставаться участников 211 таких соглашений.
«В теории за 5-6 лет при немыслимо огромных вложениях Украина может получить первые ракеты, оснащенные ядерными боеголовками. Но так ли она свободна в выборе? Как известно, США далеко не в восторге от возможного пополнения «ядерного клуба» планеты – и потому крайне остро реагируют на подобные разработки Пхеньяна и Тегерана. Хотя современная Украина будет разрабатывать ядерное оружие только против одной страны – России. Казалось бы, такого союзника Штаты могут только приветствовать.
Но все намного сложнее. Украина – страна с ограниченной государственностью, от которой можно ждать чего угодно. Она может внезапно изменить диалог с Москвой и стать уже ядерным противником Вашингтона. Или способна вдруг нажать на «красную кнопку», спровоцировав третью мировую войну. Потому ни Запад, ни РФ обзавестись ядерным арсеналом Украине просто не позволят.
Потому нынешние демонстративные демарши Киева из соглашений СНГ останутся лишь банальным популизмом. Украинские политики стараются привлечь к себе внимание, держаться в топе новостных повесток. Но в реальности существенных угроз украинская риторика ни России, ни миру не несет», — заключает Андрей Суздальцев.