Двигатель Аткинсона был чрезвычайно высокотехнологичным проектом, который обещал увеличенную эффективность за счет более полного догорания топлива. Поршень приводился в движение не непосредственно от коленчатого вала, а через механическую связь, которая делала рабочий ход поршня более продолжительным, чем ход всасывания и сжатия.
Ход расширения был в 1,78 раза длиннее хода впуска. В период с 1886 по 1893 год британская компания Gas Engine создала более тысячи таких двигателей.
Двигатель актинсона не развивал большой мощности и нестабильно работал на малых оборотах, но имел хорошую экономичность и высокий КПД.
Двигатель хорошо показал себя на установках, где нужны были постоянные обороты, такие как генераторы и насосы.
Патент на двигатель Atkinson Cycle: 1887 г. Шатун E косвенно приводит поршень в действие через звенья E и C, кинематика которого такова, что полный четырехтактный цикл завершается за один оборот коленчатого вала; именно эта особенность обошла патенты Отто.