Мария Николаевна, урожденная Раевская, вышла замуж за будущего декабриста Сергея Волконского по огромной любви. Только эта любовь и помогла ей пережить 30 долгих лет сибирской ссылки.
В Сибири она написала свои воспоминания (писала по-французски) Mémoires de La Princesse Marie Wolkonsky. Она их адресовала своим детям и внукам в надежде на их понимание…
Мария Волконская в юности
Сергей Волконский
Дорога в Сибирь – отдельная история её «крестного пути».
21 декабря 1826 года Мария получила высочайшее разрешение отправиться в Сибирь вслед за мужем. Ребенка пришлось оставить на родных. Отец Марии, знаменитый генерал и герой войны 1812 года Николай Раевский кричал: «Я тебя прокляну, если ты через год не вернёшься».
Москва – первая остановка на пути.
Мария Волконская в юности
Здесь она остановилась на 2 дня в доме своей невестки Зинаиды. Был устроен прощальный музыкальный вечер. Тогда же произошла и её последняя встреча с Александром Пушкиным. В Москве её нагнало письмо от убитого горем отца:
«Снег идёт, путь тебе добрый, благополучный. Молю Бога за тебя, жертву невинную, да укрепит твою душу, да утешит твоё сердце!»
Родственники других декабристов передали через Марию такое количество посылок в Сибирь своим родным, что ей пришлось нанимать вторую кибитку. До Казани ехали без остановок и были тут вечером 31 декабря. Местный чиновник, присланный от губернатора, пугал трудностями и требовал возвратиться назад.
Новый, 1827 год Мария встретила в пути в компании горничной.
Через 3 недели Мария добралась до Иркутска. Здесь её навестил гражданский губернатор Цейдлер. Он поставил перед испуганной женщиной ультиматум: либо она возвращается домой, либо она подписывает жуткие «Условия»… Эти «Условия» должны были подписывать все жены декабристов:
• весь багаж их должен был быть досмотрен и описан
• женщины лишались своего «прежнего звания» и становились «женами ссыльно-каторжных»
• дети, рождённые в Сибири, записывались в казённые крестьяне.
• запрещалось иметь при себе ценные вещи и крупные денежные суммы.
• запрещалось иметь сопровождающих их крепостных
Мария эти рабские «Условия» подписала. Но Цейдлер еще неделю не отпускал женщину из Иркутска, надеясь, что она сломается и вернется домой…
В городке Кяхта (Бурятия) свои кибитки ей пришлось сменить на телеги. На них она тряслась по жуткому бездорожью еще около 650 километров. Мария голодала, желудок отказывался принимать непривычную пищу, ведь сейчас в пути была только бурятская еда — сырая, сушёная и солёная говядина.
8 февраля 1827 года Мария Волконская прибыла в Большой Нерчинский завод. Здесь её задержали еще на два дня и заставили подписать еще более жесткие условия новый жизни, по которым регламентировался чуть ли не каждый её шаг.
Мария Волконская в старости
Многие годы спустя… Мария Волконская с сыном Михаилом
11 февраля она добралась до Благодатского рудника. На следующий день она увидела своего мужа. Она увидела его в казарме, вместе с другими декабристами…
«Сергей бросился ко мне; бряцанье его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах … Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом — его самого»
STUDINTER — журнал для дилетантов и интеллектуалов! Коротко о том, что должен знать любой грамотный человек. Образование и самообразование: факты, личный опыт, лайфхаки об образовании за рубежом смотрите на сайтах Students International.