Этого человека называли "железная маска дома Романовых" и "ташкентский изгнанник". Он носил разные фамилии — сначала жил под именем полковника Волынского, потом придумал себе фамилию "Искандер" — так в Средней Азии называют Александра Македонского. Фамилия Искандер впоследствии будет Высочайше узаконена, и ее будут носить его дети.
Но при рождении он носил фамилию Романов, и был не последним человеком в этом августейшем семействе. Этот человек прожил настолько бурную жизнь, что в традиционные пять фактов мы никак не уложимся. Поэтому сегодня — пять фактов о молодости Его Императорского Высочества Николая Константиновича Романова.
Факт первый: Николай, получивший это имя в честь деда, императора Николая Первого, был старшим ребенком в семье великого князя Константина Николаевича, младшего брата российского императора Александра II.
Великие князья Константин Николаевич и Николай Константинович.
Таким образом, Александр II приходился ему дядей, Александр III — двоюродным братом, а Николай II — двоюродным племянником.
У этого человека было все. Он был наследником одного из крупнейших состояний Империи — достаточно сказать, что эта ветвь августейшей фамилии владела частью Павловска, имением Стрельна, где Петр Первый строил "русскую Версалию", кроме того, его родителям принадлежал Мраморный дворец в Петербурге, уступавший только Зимнему.
Факт второй: Николай считался самым красивым из великих князей и был украшением любого бала.
Но его отличала не только внешность — он не без оснований считался самым незаурядным представителем молодого поколения Романовых. Николай Константинович, к примеру, по собственному желанию поступил в Академию Главного штаба и стал первым из Романовых, получивших высшее военное образование с отличием — с серебряной медалью.
Факт третий: Николай одним из первых из великих князей своего поколения стал, как сейчас говорят, "участником боевых действий" — он был в составе русского экспедиционного корпуса под командованием генерала Скобелева в походе на Хиву.
Каразин Н. Н. Хивинский поход 1873 г. Через мертвые пески к колодцам Адам-Крылган. 1888 г.
Причем "в деле" проявил себя храбрым офицером, командуя авангардом Казалинского отряда, понесшего наибольшие потери. За этот поход великий князь был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени.
При этом, как и многие баловни судьбы, князь был неисправимым прожигателем жизни и большим бабником, заявлявшим: «Купить можно любую женщину, разница лишь в том, заплатить ей пять рублей или пять тысяч».
На женщинах и погорел.
Фанни Лир
Факт четвертый: На одном из балов Николай познакомился с американской танцовщицей Фанни Лир, с которой у него завязался головокружительный роман. Как ни пытались родители расстроить эту связь, ничего не помогало. Вскоре Николай с любовницей уехали в многомесячный вояж по Европе, где великий князь сорил деньгами и скупал дорогие картины и скульптуры.
Впрочем, не только скупал, но и заказывал — как вот эту скульптуру, изображающую его даму сердца и хранящуюся ныне в Государственном музее искусств Узбекистана.
Безумие страсти непрерывно нарастало, траты счастливого любовника постоянно росли, а потом…
Потом случился страшный скандал.
Факт пятый: Мать нашего героя обнаружила, что в окладе одной из ее икон в Мраморном дворце не хватает трех бриллиантов. Ситуацию усугубляло еще и то, что это была особо почитаемая в семье икона, которой император Николай I благословил их с мужем брак.
Александра Иосифовна, мать великого князя Николая Константиновича, урожденная принцесса Александра Саксен-Альтенбургская. Портрет кисти Винтерхальтера
Вызвали полицию, и пропавшие бриллианты вскоре обнаружили в одном из ломбардов Петербурга.
А сдал их в ломбард… адъютант великого князя Евгений Петрович Варпаховский. Который запираться не стал, и честно признался, что бриллианты ему передал великий князь Николай Константинович. По некоторым данным, в этом преступлении принял участие еще и корнет Николай Герасимович Савин, в будущем — аферист международного уровня, едва не ставший царем Болгарии.
Так или иначе, но вскоре 24-летнего великого князя собственноручно "колол" шеф корпуса жандармов граф Шувалов.
Портрет графа Петра Андреевича Шувалова работы Ф. Крюгера.
Допрос продолжался три часа, на допросе присутствовал великий князь Константин Николаевич. По окончании потрясенный отец записал в своем дневнике:
«Никакого раскаяния, никакого сознания, кроме, когда уже отрицание невозможно, и то пришлось вытаскивать жилу за жилой. Ожесточение и ни одной слезы. Заклинали всем, что у него осталось святым, облегчить предстоящую ему участь чистосердечным раскаянием и сознанием! Ничего не помогло!»
Судьбы первого и последнего Романова, запятнавшего себя воровством, решало все семейство. Сначала предложили отдать арестованного в солдаты, на что резко возразил сам император Александр II, заявивший, что не даст позорить высокое звание русского солдата своим «ничтожным племянником». Потом предложили предать публичному суду и сослать на каторгу, но в итоге было принято решение с минимальными репутационными издержками.
Николай Константинович с матерью с сестрой Ольгой — будущей королевой Греции.
Официально великий князь Николай Константинович объявлялся душевнобольным. Неофициально — имя Николая Константиновича изымалось из официальных бумаг, касающихся императорской фамилии, причитающее ему наследство передавалось младшим братьям Константину и Дмитрию. Он также лишался всех званий и наград и вычеркивался из списков полка. Великий князь (титул — это единственное, что ему оставили) отправлялся в бессрочную ссылку, Петербург он больше не должен был увидеть никогда.
Ссылка эта продлится 44 года.
Но об этом — во второй части.
_________________________
И традиционная реплика. Если вы меня лайкаете, подписываетесь на мой канал, а также рекомендуете меня своим друзьям — это меня очень радует.