В последнее время крайне сомнительное «приглашение» нашей страны к возвращению в объятия «Большой семерки» превратилась для некоторых отечественных СМИ и политиков буквально в тему №1. «Макрон сказал…», «а Трамп ему на это…», «…а Меркель вдруг как возразит!» И так далее, и тому подобное – все в том же духе.
Донельзя забавно слышать и читать высказываемые на полном серьезе суждения по поводу «позитивного посыла в адрес России» и «осознания Западом невозможности проводить без ее участия эффективную международную политику». Полноте, господа! С какой радости вам такое пригрезилось? Перед нашей страной пытаются распахнуть очередной капкан, уповая на то, что «туповатый русский медведь» в него сунется! У России есть, как минимум, три причины чтобы наотрез отказаться от подобного «заманчивого предложения».
Причина 1. Нас там не ждут
О каком «осознании», о каких «сигналах» и «посылах» вообще может идти речь, если абсолютное большинство глав государств – членов G7 совершенно четко и однозначно высказались против даже самого робкого намека на то, чтобы вновь оказаться «за одним столом» с русскими? Даже Эммануэль Макрон, несомненно, пребывая под могучим обаянием Владимира Владимировича, что-то эдакое брякнувший, «переобулся» быстрее молнии и принялся заявлять, что он, мол, подобного и в мыслях не имел: «Вернуть Россию в «клуб больших» без всяких условий? Да что вы такое говорите?! Ни в коем случае!» Французский президент не преминул подчеркнуть, что в таком случае G7 не просто «проявил бы слабость», а допустил бы «ошибку в своей глобальной стратегии», да еще и «вопиющую несправедливость» вдобавок. Что-то там было еще про «эпоху безнаказанности», кажется, но это, в общем уже и неважно – общий смысл и так ясен.
Позиция Берлина и Лондона была высказана предельно конкретно и еще более жестко: «И речи быть не может!» Как провозгласила Ангела Меркель, до тех самых пор, пока не будет «значительного прогресса в устранении причин, по которым Россию исключили». То есть – пока Москва не признает свою вину в «разжигании конфликта на Донбассе», не позволит Киеву «реинтегрировать» его в особо извращенной форме, и не поднесет Украине Крым на тарелочке с голубой каемочкой. А также не покается коленопреклоненно за «химический теракт в Солсбери», «провокации по всему миру» и что-то там еще. Это – уже Борис Джонсон, который дорвавшись до микрофона во время совместной с фрау канцлером пресс-конференции, принялся ставить нашей стране еще и свои условия. Добавляем к этому резко отрицательную реакцию Канады, ледяное молчание Японии… Что получаем в итоге? Восторженную поддержку со стороны итальянского премьера Джузеппе Конте? Ну, что только не поддержишь, будучи без пяти минут политическим пенсионером…
Но есть ведь еще и Дональд Трамп, не так ли? Да, есть… Своей долбежкой: «Русских надо возвращать!» он изрядно испакостил еще прошлый саммит G7 в Канаде, а на нынешнем и вовсе довел присутствовавших на прощальном ужине лидеров до жесточайшего несварения и чуть ли не до нервного срыва. Ну, издевается хозяин Белого Дома над своими коллегами, к которым относится с явным пренебрежением – нам-то что с того? Вы же не принимаете за чистую моменту его разглагольствования насчет того, что присутствие на саммите лидера России «помогло бы лучше решать вопросы международной безопасности»? Если принимаете, то вам самое время начать верить в НЛО, «снежного человека» и неотвратимость пророчества Майя… Трампу глубоко начхать на международную безопасность – иначе он не ломал бы ДРСМД и не делал множества других вещей, которые творит чуть ли не ежедневно. У него в данной ситуации свои мотивы, не сулящие нашей стране ровно ничего хорошего. Впрочем, о них мы поговорим позднее. А пока что уточним еще одну деталь: из всех словопрений так и не ясно, идет ли речь (пусть даже чисто гипотетически) о возрождении формата G8, или о некоей ублюдочной формуле «7+1», где семеро – «большие шишки», а Россия выполняет роль приглашенного «мальчика для битья»? А ведь, скорее всего именно это ввиду и имеется.
Причина 2. Заходить с поднятыми руками!
Единственная реальная система координат, в рамках которой Запад действительно всерьез мог бы рассмотреть возвращение России в свой «закрытый клуб» – это полная и окончательная сдача ею своих национальных интересов. Причем как внешних, так и внутренних. Негоже, вроде бы, повторять азбучные истины, однако ж напомню: в «круг посвященных», существующий аж с 1976 года впервые был приглашен в 1991 году Борис Ельцин, самым прекрасным образом осуществивший указанные выше действия. Развал отечественных промышленности, науки, армии, отдание на растерзание США и НАТО всех собственных союзников, фактически, передача России под иностранное управление – вот какова была цена. Владимира Путина за столом G8 терпели ровно до тех пор, пока он не развернул Россию диаметрально противоположным курсом. 2014 год просто стал критической точкой, поворотным моментом, после которого Западу стало окончательно ясно: играть по его правилам Москва более не намерена, несмотря на все угрозы и возможные последствия. Более того – именно тогда до мнящих себя хозяевами мира господ и дам дошло нечто гораздо более страшное: любая силовая попытка «поставить на место» Россию обойдется им до крайности дорого. Момент, когда это можно было сделать, они безнадежно упустили.
Если бы Запад реально жаждал нормализации отношений с нашей страной, начинать надо было бы никак не с трепа над лобстерами в Биаррице, а, хотя бы, с отмены всех тех санкций и ограничений, которые против нее успели понавводить. С прекращения дурацких упреков и придирок, разговоров о «вмешательствах в выборы», «химических атаках», нарушении ракетного договора» и прочей подобной чуши. Но ведь ничего этого и близко не происходит. Зато имеет место совершенно другое – в очередной раз предпринятая попытка «повесить» на Россию украинский кризис, превратив ее из гаранта в участника пресловутых «минских соглашений», которые не работают и не будут работать никогда, но никак не из-за Москвы, а в силу ослиного упрямства Киева. Нашей стране снова, как это уже было неоднократно, стремятся навязать заведомо невыполнимые условия, чтобы потом обвинять в их невыполнении. Сто раз говорено – вопрос с Крымом закрыт навсегда! Но, тем не менее, все тот же Макрон продолжает муссировать тему «территориальной целостности Украины». Ну, а бесподобный демарш Дональда Туска, выдвинувшего идею о приглашении на саммит G7 Зеленского, однозначно, является не только проявлением традиционно польской русофобии, но и отражением позиции Евросоюза. О чем после этого вообще можно заикаться?
Высказанное Трампом желание говорить с Владимиром Путиным в рамках саммита «семерки» (или «восьмерки» – не важно), «об Иране, Сирии, КНДР» и тому подобном является, скорее всего попросту отражением старой народной поговорки насчет того, что кучей и батьку можно попытаться поколотить. Каналов для коммуникации с Россией у Запада и так предостаточно – то же ООН, к примеру. Хотели бы говорить – говорили бы. В G7 главу нашего государства предполагают пригласить ни в коем случае не для предоставления ему возможности отстаивать свою позицию, а для коллективного «выламывания рук», попыток загнать его в угол и «задавить авторитетом». Возможно, лидеры Германии и Британии как раз и выступают против этой сомнительной идеи, понимая полную ее бесперспективность, в отличие от Трампа, живущего, по большей части, в мире собственных иллюзий. Не знаю… В любом случае, возвращение в организацию России без всяких унизительных условий является совершенно неприемлемым для Запада. А какие-либо уступки (да еще и ради столь незавидного «приза») абсолютно невозможны для России. Мелкими компромиссами тут никак не обойтись, а все остальное будет означать нашу безоговорочную капитуляцию в конфликте, в котором Запад и близко не является сегодня реальным победителем.
Причина 3. «На подтанцовке» у Трампа
Особо значительным моментом во всем происходящем является еще и то, что инициатива по восстановлению отношений нашей страны с «большой семеркой» исходит именно от лидера Соединенных Штатов. Как уже было сказано выше, единственные интересы, которые Дональд Трамп готов отстаивать, не считаясь ни с чем и ни с кем, это интересы США. Да и то – так как он лично их на данный момент понимает. Максимум усилий Белого Дома сегодня направлены если не на победу в «торговой войне», развязанной им с Пекином, то хотя бы на выход из этого противостояния с минимальным ущербом для собственной экономики и «потерей лица». Более того, Вашингтон сейчас стоит в полушаге от того, чтобы увязнуть по уши в таком же точно противостоянии уже с Европейским Союзом. Естественно, в этой ситуации там пытаются внести, по возможности, наибольшие «разброд и шатание» в ряды противников, как уже имеющихся, так и потенциальных. Есть повод перессорить меж собой европейцев? Перессорим! Пусть президент Франции оправдывается перед канцлером Германии и британским премьером. Пусть Италия окажется одна против всех. Чем хуже – тем лучше! Россия сближается с Китаем? Позовем ее в G8! А китайцев – не позовем! А еще – лишний раз настроим европейцев против русских, а русским покажем, насколько все лидеры Старого Света злопамятны, коварны и двуличны. Нечего тут Путину с Макроном любезничать…
Желай Трамп реального улучшения отношений с Россией, он, вместо того, чтобы третировать Меркель и Джонсона отказался бы от введения нового пакета санкций «по делу Скрипалей», вступивших в силу аккурат в унисон сего «миролюбивыми» заявлениями и полностью их перечеркивающими. Он поунял бы прыть генералов из Пентагона, рвущихся понатыкать где только можно запрещенных ДРСМД ракет. Да много чего мог бы еще сделать глава Белого Дома. Вместо всего этого Соединенные Штаты явно и открыто поддерживают и пытаются раздувать «протестное движение» в Москве, совершенно очевидно репетируя там очередной «майдан». И разговоры Трампа по поводу «возвращения России в семью цивилизованных государств», вполне возможно, являются тоже частью именно этой игры. С одной стороны – лишний козырь в «колоду» отечественных либералов:
Видите, хорошие и добрые американцы нас даже в G7 зовут! А злой Путин не пускает. Долой его!
С другой – поддайся Кремль на такую нехитрую провокацию, и лишится еще какого-то количества сторонников, одобряющих нынешнюю власть именно (а зачастую – только) из-за ее нежелания становиться на колени перед Западом. В любых действиях Вашингтона неизменно присутствует не только двойное, но тройное, и так далее «дно». Забывать об этом не стоит ни в коем случае.
На вещи нужно смотреть реально. Давайте зададимся вопросом: а зачем Соединенным Штатам, коллективному Западу, членам G7 вообще нужно «улучшение отношений» с нашей страной? С целью сохранения мира? Так мы ни на кого и не нападем. Чтобы укрепить или расширить экономические связи? Для этого нужно демонтировать санкционные «рогатки», что можно сделать и без всяких «семерок» и «восьмерок». Для того, чтобы, наконец, признать Россию равной себе, а не вечным «младшим братом», нуждающимся в руководстве, вразумлении и постоянном одергивании? Ну, не смешите… Цель у очередного демарша западных «зазывал», пытающихся при этом, к тому же, играть в «хороших и плохих полицейских», только одна – лишний раз напомнить России, а вернее, какой-то части ее элит о том, что можно ведь и «сосуществовать по-хорошему», То есть – без угроз заграничным активам и счетам, оффшорам и недвижимости. И цена-то – тьфу! Всего лишь какая-то Родина. Да будьте вы уже европейцами, господа русские!
Надо отдать должное Путину, прекрасно раскусившему эту игру и твердо давшему понять – ни в какие «клубы для избранных» Россия по первому зову, теряя по пути детали туалета и собственное достоинство, бежать не намерена. Ну, не является это сейчас для нее приоритетом. Никак не является. Вдобавок, чтоб совсем уж понятно было, Владимир Владимирович заявил о необходимости расширения формата вообще до G10, с участием не только Китая, но и Индии. Тоже, между прочим, своего рода «зеркальный ответ» в виде выдвижения Западу встречных требований, которые априори не могут быть приняты. Ведь все члены G7 так кичатся своими «либеральными демократиями». А тут Путин «сватает» им в друзья коммунистический Пекин… Охальник! В связи со всем этим имеется надежда на то, что очередному капкану на «русского медведя» предстоит ржаветь, так и не дождавшись добычи.