Хоть и считается, что вожди времен СССР питались исключительно деликатесами, но это в корне не верно. Хотя… Смотря что деликатесом считать. Камчатского краба можно приготовить так, что его никто есть не будет (даже кошка отвернет нос), а можно и из субпродуктов сотворить нечто гениальное (мне такие блюда попадались, хотя печень, допустим, и не очень люблю, а остальной ливер — так и вообще терпеть не могу, заставлял себя пробовать через силу).
Но сегодня будем не о субпродуктах, а о мясе.
Есть история , как повар графа Строганова, любителя мяса, изобрел для подрастерявшего все зубы господина изысканную говядину, известную сейчас под названием «бефстроганов». Правда, есть и другая история его изобретения.
По обычаю вельмож, граф Строганов держал в Одессе «открытый стол». Это означало, что любой образованный или прилично одетый человек мог зайти на обед прямо «с улицы». Вот для таких открытых столов и было изобретено гибридное русско-французское блюдо: мелкие кусочки мяса, обжаренные под соусом, причем соус подавался не отдельно, по-французски, а как русская подливка. Блюдо удобно делилось на порции и было, в то же время, вкусным.
С котлетами Брежнева дело чуть яснее. Их, как рассказывал его повар, «можно было жевать губами». Котлеты делали такими нежными потому как у генсека случились проблемы с зубами. Да, и у сильных мира сего бывает…
Читал, кстати, заметки о его жизни, о том, как со временем менялись пристрастия Леонида Ильича. Это очень интересно, на самом деле. Потому как в молодости своей Брежнев был настоящим гедонистом — любителем вкусной еды, красивых женщин и приключений. А вот к старости, как и все мы, начал сдавать.
В молодости Брежнев очень уважал молдавскую и украинскую кухню. Похлебкин, кстати, писал, что именно в Молдавии Брежнев «откормился»:
Рыбалка на Днестре и Пруте, в устье и гирле Дуная, охота в Кодрах и на границе Молдавии и Северной Буковины возобновили знакомство Леонида Ильича не только с кабаньим окороком и запеченной в тесте олениной, но и открыли для него такие ранее незнакомые гастрономические прелести, как зернистая осетровая икра из Вилково, дунайская осетрина и малосольная сельдь. В Молдавии, на ее вкусных хлебах, Брежнев и просто подкормился, то есть превратился из «худого полковника», как его привыкли звать на фронте, в упитанного, раздобревшего, вальяжного генерала. Для Леонида Ильича, даже в старости не изменившего привычке чуть ли не часами прихорашиваться перед зеркалом, его цветущий внешний вид значил весьма многое. Он сообщал ему уверенность и льстил ему. Таким образом, можно сказать, что молдавская кухня фактически вывела Леонида Ильича в люди.
Впрочем, тут Похлебкину верить не обязательно: только кушая, карьеры не сделаешь. Но канал об еде, так что не будем о политике…
Перейдем к самому рецепту:
На килограмм мяса — одно яйцо, 50 миллилитров жирных сливок, соль и перец по вкусу. Мясо необходимо прокрутить в мясорубке три раза.
Подозреваю, что «деликатесность» котлет достигалась за счет качества мяса, его обработки и тщательного соблюдения температурного режима при обжарке, то есть благодаря мастерству повара. А, еще думаю, что фарш этот долго взбивали.
Кстати, если вы где-то встречали сведений о котлетках Брежнева больше — буду благодарен за информацию!