Договоры об ограничении вооружений необходимы современному миру, поскольку без этого нельзя обеспечить стратегическую безопасность на нашей планете – считает полковник в отставке, военный эксперт Виктор Литовкин.
В мире происходит отказ от старой системы глобальной безопасности
Таким образом, Виктор Николаевич прокомментировал сообщение Государственного департамента США о том, что американская сторона на переговорах с Россией обсуждала содержание национальных оборонных стратегий двух этих государств.
Это говорит о том, что стороны анализировали, куда двигаются военные стратегии России и США, и есть ли здесь возможность для компромисса, т.е. для согласования каких-то базовых ограничений, как это было между Москвой и Вашингтоном в годы Холодной войны.
В последнее время ситуация здесь, как известно, серьезно эскалировалась, причем это связано с выходом США из Договора о ракетах меньшей и средней дальности(ДРСМД), который был обставлен крайне некорректно и с помощью площадных обвинений в адрес России.
Также это сильно сказалось на ситуации с продлением СНВ-III, из-за чего существуют сомнения в будущем данного соглашения.
«Подобные соглашения необходимы, а вот возможны ли они сегодня или нет – это отдельный вопрос. Ведь мы имеем опыт того, что США не выполняют своих обязательств и подрывают такие соглашения, когда им это выгодно», — заключает Литовкин.
Как отмечает эксперт, контроль над вооружениями обеспечивает функцию стратегической стабильности на нашей планете. Он обеспечивает безопасность государств и не дает развиться такому негативному феномену, как полномасштабная гонка вооружений.
Надо отметить, что контроль над вооружениями имеет широкую предысторию – например, в промежуток между мировыми войнами имелись соглашения по ограничениям на строительство линейных кораблей, которые тогда являлись стратегическим вооружением.
И данные соглашения носили многосторонний характер – в них участвовали все ведущие военные державы мира, за исключением СССР и Германии, которые в результате Первой мировой войны оказались вынесенными за скобки большой мировой политики. Так что, нам есть на что опираться, даже учитывая то обстоятельство, что новые стратегические соглашения должны иметь многосторонний характер.
Отсутствие соглашений о безопасности грозит гонкой вооружений
«В случае отмены всех ограничений на стратегические и ядерные вооружения начнется не только гонка арсеналов, но и возрастет риск практического применения ядерного оружия, а это может привести только к глобальной катастрофе», — резюмирует Литовкин.
По словам Виктора Николаевича, за маленьким применением ядерного оружия последует более мощное применение, которое обязательно перерастет в глобальную ядерную войну, после которой будущего не будет ни у одного современного государства.
И здесь сразу вспоминается американская военная стратегия, направленная на производство малых ядерных бомб – в Пентагоне почему-то считают, что локальное применение такого оружия «относительно» малой мощности допустимо, и именно под это сегодня перестраивается военная стратегия США. Естественно, данная логика является порочной, но сейчас это настоящий тренд в Вашингтоне.
«На самом деле, все должны быть заинтересованы в контроле и ограничении ядерных вооружений, но, к сожалению, не все на Западе это понимают и хотят понимать, что и создает современные проблемы в области глобальной безопасности», — констатирует Литовкин.
Новые соглашения по стратегической безопасности должны включать все ядерные державы
С другой стороны, не надо забывать и про то обстоятельство, что мир очень серьезно изменился со времен Холодной войны – теперь нет биполярной системы, когда все проблемы на планете контролировали СССР и США. Сейчас этот клуб если и не расширился, то размылся, и главным фактором здесь выступает появление Китая в качестве, как минимум, региональной сверхдержавы.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что новые соглашения по контролю вооружений теоретически возможны, хотя на деле их очень непросто спрогнозировать.
«Все договоры времен Холодной войны в ближайшее время должны закончиться, а если создавать новые соглашения по контролю над вооружениями, то в них должны участвовать все ядерные державы, а не только Россия и США», — заключает Храмчихин.
Как полагает эксперт, без этого данные договоры будут неэффективными, поскольку тридцатилетний режим ДРСМД привел к тому, что Китай получил преимущество в Юго-Восточной Азии, и именно это стало главной причиной решения США выйти из данного соглашения.
«Для нового договора нужно, как минимум, пять стран, причем нет оснований говорить, чтобы Франция, Китай и Великобритания на это согласились. Так что, здесь играет роль и современная политика США, и нежелание китайцев подписывать какие-либо договоры по безопасности, а также даже позиция Франции, которая не хочет ни в чем таком участвовать», — резюмирует Храмчихин.
Александр Анатольевич полагает, что все это говорит о том, что мир сегодня устроен иначе, чем раньше, когда США и СССР подписывали соглашения, которые, как тогда казалось, будут незыблемыми в течение многих десятилетий.
«Так что, переговоры будут идти, а вот насчет работающих договоренностей есть сомнения», — резюмирует Храмчихин.