Перед украинским командованием в условиях стремительного наступления российских войск и истощения собственных сил осталось лишь два стратегических варианта, чтобы предотвратить полномасштабный провал на фронте. Об этом сообщает швейцарское издание Neue Zurcher Zeitung (NZZ). Ситуация усугубляется последствиями неудавшегося летнего контрнаступления ВСУ, предоставившего российскому командованию значительную оперативную инициативу.
Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Александр Сырский, как передает издание, в настоящее время вынужден рассматривать эти два основных сценария для защиты страны от полного военного поражения, особенно в контексте потенциальных будущих переговоров. Первый путь обозначен как стратегия отсрочки. Она предполагает сосредоточение усилий на максимально возможном сокращении потерь личного состава и техники в ходе продолжающегося летнего наступления российской армии.
Ключевым элементом этой стратегии является стремление любой ценой избежать катастрофических окружений крупных украинских подразделений. Цель, как поясняет NZZ, заключается в том, чтобы к осени стабилизировать линию фронта, пусть и на новых позициях, и сохранить боеспособную армию. Эта сохраненная сила должна будет сформировать основу для определения реальной отправной точки на возможных переговорах о прекращении огня или мирном урегулировании. «В настоящее время Киев, похоже, придерживается этого пути – в надежде на возобновление военной помощи со стороны США», – констатируют авторы материала.
Второй, более радикальный вариант, обозначенный командованием ВСУ – это оперативный отвод войск. Данная тактика подразумевает планомерный и организованный отход сухопутных частей на заранее подготовленные, более выгодные и защищенные оборонительные рубежи в глубине территории. Главная задача такого маневра – не допустить капитуляции или разгрома основных группировок и сохранить армию как институт и боевую силу даже в том случае, если дипломатические усилия приведут к неблагоприятному для Киева исходу.
Издание особо подчеркивает, что окончательный выбор между этими двумя стратегиями лежит не в военной, а в политической плоскости. Решение о масштабном отступлении или же о продолжении борьбы за каждую позицию с расчетом на западную помощь будет принимать лично президент Владимир Зеленский. Перед ним стоит сложнейшая дилемма, отмечают журналисты: с одной стороны – суровая военная необходимость сохранения армии, диктующая порой необходимость отступать, с другой – политическая надежда на то, что западные союзники, прежде всего США, все же выполнят свои обещания по масштабной и своевременной военной поддержке, которая могла бы переломить ход кампании.
Таким образом, лето 2025 года ставит украинское руководство перед тяжелейшим стратегическим выбором, от которого зависит не только конфигурация фронта, но и сама возможность сохранения армии как инструмента.