О чём не принято говорить. Эмоциональное выгорание учителей.

О чём не принято говорить. Эмоциональное выгорание учителей.

Есть такая профессиональная болезнь всех, кто так или иначе связан по работе с людьми, называющаяся эмоциональное выгорание.

СЭВ или синдром эмоционального выгорания – это состояние, которое характеризуется умственным, эмоциональным и физическим истощением на фоне хронического стресса, который в большинстве случаев вызван работой с людьми.

Мне периодически встречаются коллеги с потухшими глазами, которые ходят в школу, как на каторгу, и начинают потихоньку ненавидеть детей. Кто-то пытается сопротивляться этому состоянию, а кто-то отрывается на детях.

За летние каникулы отпускает, учитель выдыхает и к первому сентября набирается сил. У него снова появляются идеи, он готов нести «вечное, доброе, светлое». По крайней мере, у меня так происходит.

Но есть те, у кого процесс эмоционального выгорания зашёл уже так далеко, что никакие каникулы не помогают. И усталость настолько велика, что хочется только спать, спать и спать.

Самое страшное в этом состоянии, что работа начинает казаться бессмысленной. Уроки не приносят радости, не хочется придумывать ничего нового, а хочется их побыстрее отвести и уйти домой. А там лечь на кровать и смотреть в стену.

По-хорошему, при первых признаках наступления такого рода апатии, надо бы отправиться в отпуск и лучше куда-нибудь в санаторий, но кто же нас отпустит. Ведь никто не поставит диагноз «эмоциональное выгорание» и не отправит домой лечиться покоем и сном.

А выгоревший учитель – это не самое лучшее решение. Но у нас нехватка кадров, у нас принято «затыкать дыры» и веди уроки как хочешь, лишь бы был учитель. Не отсюда ли столько конфликтных видео в сети с учителями, доведёнными до белого каления.

А знаете, что я заметила? «Выгорают», в первую очередь, учителя хорошие – ответственные, болеющие за свою работу, за успехи учеников. И когда наступает это ощущение «гори оно всё» и нет сил проводить яркие и творческие уроки, они съедают себя за плохие урок и тем самым только усугубляют процесс «выгорания».

А те, кто пришёл «отвести урок и до свидания», не вникающие в учебный процесс, не сближающиеся со своими учениками, особо никаких эмоциональных потрясений не испытывают. И работают спокойно. И могут работать так очень долго.

Я не знаю, что делать с этим процессом и как избежать эмоционального выгорания. Знаю точно, что не стоит брать лишнюю нагрузку и стараться больше отдыхать, хотя бы урывками, хотя бы иногда. Здесь нужен хороший психолог, но школьные психологи с такими проблемами не работают, а на психолога-профессионала у учителя не всегда есть деньги. Остаётся спасать себя самим и помнить о том, что эмоциональное выгорание страшнее, чем кажется.

***

Расскажите в комментариях, как вы относитесь к вопросу «эмоционального выгорания», поделитесь советами, если у вас был опыт такого рода. Или просто выскажите своё мнение.