Третий эпизод третьего сезона киноподборок по заявкам. На очереди следующий реквест:
не могли бы вы сделать подборку хорошей странной фантастики из стран соцлагеря того периода, пока они ещё были соцлагерем? Тот же Жулавски, какая-нибудь там "Секс-миссия" и т.д.
Тема благодатная, так как и польское кино и кинематограф Чехословакии с фантастикой, да и фэнтези в широком смысле этого слова, были очень хорошо знакомы. Снимать такое кино умели, но делали это так, что ни с советским Sci-fi, ни с голливудскими образцами жанра перепутать польскую и чешскую фантастику трудно. Пик популярности фантастики в обеих киноиндустриях пришелся на конец 70-х — 80-е, почти как в СССР, да и субжанры в ходу были те же: постапокалипсис (на фоне ядерной паранойи 80-х) и антиутопии. В подборке я постарался всё же разнообразить более разнонаправленными фильмами.
Тайна острова Бэк-Кап (Vynález zkázy), 1958, режиссер — Карел Земан (Чехословакия)
Карела Земана можно было бы назвать пионером стимпанка, если бы в 50-е и 60-е годы прошлого столетия стимпанк существовал. Земан питал интерес к экранизациям фантастики 19 века (в особенности к книгам Жюль Верна), совмещая игровое кино и анимацию. Фактически Земан — это чешский Жорж Мельес со всеми условностями фильмов последнего.
Санаторий «Под клепсидрой» (Sanatorium pod klepsydra), 1973, режиссер — Войцех Хас (Польша)
Мой личный фаворит в данной подборке. Самый известный фильм Хаса — "Рукопись найденная в Сарагосе", но "Санаторий" кино не менее, а то и более забористое. Главный герой приезжает в санаторий, где находится при смерти его отец, но выясняется, что тот одновременно жив и мёртв, так как время в этом заведении существует совсем по другим законам, чем во всем остальном мире. Это завязка, дальше начинается старый-добрый Mindfuck высшей пробы.
Завтра встану и обожгусь чаем (Zítra vstanu a oparím se cajem), 1977, режиссер — Индрих Полак (Чехословакия)
Еще один фильм, о котором я пишу далеко не в первый раз в рамках данного канала. Остроумная и легкая фантастическая комедия о путешествиях во времени, меняющихся местами близнецах и попытке переписать историю с помощью подаренной Гитлеру ядерной бомбы из будущего. Непривычно оптимистичная для конца 70-х фантастика. В это время по обе стороны Занавеса сай-фай становился все более и более пессимистичным.
Дознание пилота Пиркса (Test pilota Pirxa), 1979, режиссер — Марек Пестрак (Польша)
Достаточно известный в местных широтах польский фантастический триллер, снятый по мотивам повести Станислава Лема. Иррациональный, почти религиозный страх перед искусственным интеллектом ворвался в фантастику в конце 60-х и был характерен не только для фантастики капмира. Кино, кстати, несмотря на очевидную скромность постановки получилось вполне впечатляющим.
На серебряной планете (Na srebrnym globie), 1988, режиссер — Анджей Жуласки
Ознакомиться с данным фильмом решил, когда увидел несколько лет назад на одном англоязычном форуме тему, в которой выясняли, какой восточноевропейский Sci-fi можно считать самым беспросветным и мизантропичным: "Трудно быть богом" Германа или "На серебряной планете" Жулавского. Сравнение не совсем адекватное, так как готового фильма Жулавского в природе не существует. Есть только монтажка в виде нескольких отснятых сцен, между которыми закадровой голос объясняет, что должно было быть между ними происходить. Хотя и по ним очевидно, что Жулавски людей и человечество ненавидит, причем дико и яростно.
Достойны упоминания (лично не смотрел, поэтому что-то сказать про эти фильмы не могу):
- Человек из первого века (Muz z prvního století), 1962, режиссер — Ольдржих Липский (Чехословакия);
- Конец августа в отеле Озон (Konec srpna v Hotelu Ozon), 1967, режиссер — Ян Шмидт (Чехословакия);
- Война миров. Следующее столетие (Wojna swiatów — nastepne stulecie), 1981, режиссер — Петр Шулькин (Польша);
- Икар-1 (Ikarie XB 1), 1963, режиссер — Индрих Полак (Чехословакия);
- О-би, О-ба – Конец цивилизации (O-bi, O-ba — Koniec cywilizacji), 1985, режиссер — Петр Шулькин (Польша).