KU66.RU
Скала каменные ворота, каньон, порог на реке Исеть, богатая история возникновения, несколько крупных промышленных предприятий — городу Каменску-Уральскому, навсегда обреченному быть третьим среди уральских городов по численности населения и значимости для бюджета Свердловской области, есть чем гордиться. Город металлургов, колоколов и пушек — это все о нем.
Каменск, как сокращенно именуют город местные жители, издавна прославляет его промышленность, которой так знаменит весь Урал. СинТЗ специализируется на изготовлении труб, КУМЗ — на металлургической продукции, УАЗ — на деталях и сборках из алюминия. Но и небольшой колокололитейный завод, продолжающий славные традиции давнего прошлого, известен на всю Россию — заказы на колокола для православных храмов сюда поступают отовсюду. Маленький, но гордый завод возглавляет опытный производственник Николай Пятков, который в последние годы все чаще выступает не в качестве управленца, а в роли экскурсовода. Очень уж интересно дело, которому он посвятил большую часть своей жизни, туристам. Год от года их все активнее привлекают сюда местные власти.
И люди едут — в основном, конечно, летом, чтобы прокатиться на речном трамвайчике, наслаждаясь массивными скалами и величественной природой, погулять по лесу и осмотреть город, прикоснуться к многовековой его истории, начавшейся еще по указу царя Федора Алексеевича в 1682 году, прочувствовать простую в своей сути провинциальность, которой здесь гордятся, хотя и не упускают возможности при случае выехать (и даже, конечно, переехать) в соседний Екатеринбург, который в каких-то ста километрах севернее. Благо, уже несколько лет в уральскую столицу из крупнейших городов региона можно добраться на новейших и современных электропоездах «Ласточка»… А на юге и юго-западе Каменска-Уральского — многочисленные озера, которые так и манят любителей рыбалки и пассивного отдыха.
Ну а река дарит городу и его окрестностям немало красивых мест и делит Каменск-Уральский надвое так, что жители, каждый день мотающиеся между Синарским и Красногорским районами, успели привыкнуть к своей артерии и не замечать ее. Единственный мост, соединяющий части города воедино, латан-перелатан, а в последние годы, когда автомобилей не имеют только убежденные пешеходы, подвергается мощным перегрузкам… Зато обещания построить новый мост — излюбленный аргумент всех претендентов на власть в канун выборов. Сначала люди искренне и охотно верили этому, потом беззаветно надеялись, радужно мечтали, а теперь лишь терпеливо стоят в пробках и с усмешкой воспринимают любые слова о Байновском мосте, ставшем для горожан притчей во языцех.
Надвое разделены и сами каменцы: пока одни взирают на город через окна своих автомобилей, другие вздыхают, вспоминая, что когда-то здесь было троллейбусное движение, позволяющее говорить о городской инфраструктуре, как о полноценной и развитой. Однако в местной администрации посчитали, что самый экологичный вид транспорта… нерентабелен. «Рогатых» то ли продали, то ли сдали в металлолом, а всю инфраструктуру — столбы, провода, депо разрушили.
Зато Каменск-Уральский — это город, где совсем нет пронырливых и вечно нарушающих все возможные правила движения желтоспинных (да и любых других) маршруток. Вместо них по городу курсируют автобусы, к движению и состоянию которых у горожан, конечно, немало нареканий.
Хотя и транспорт, и экология, и уровень зарплат оставляют желать лучшего, город растет: заложен и постепенно расстраивается новый микрорайон Южный, благоустраиваются городские пространства — за последние годы появились здесь несколько парков, скверов и даже фонтанов, хотя претензий к комфортной среде у местного населения и хватает. И все-таки жить и отдыхать в третьем уральском муниципалитете можно, если, конечно, не обращать внимания на печальную статистику смертности от онкологических заболеваний и алкогольных отравлений — сама жизнь обрекает людей уходить в мир иной так, а не иначе. И стоит ли удивляться, что последние восемь лет в городе наблюдается естественная убыль населения.
…И все-таки город живет счастьем своих людей. Каменск-Уральский прославляет культурная элита и спортсмены. Одни только гонщики из всемирно-известного Центра технических видов спорта чего стоят! Молодые профессионалы стояли на ступенях пьедесталов всевозможных состязаний и никак не угомонятся: и летом, и зимой они показывают нереальный «класс», прославляя родной город, а на международных соревнованиях — и Средний Урал, и всю страну.
А еще город по праву гордится успехами, достижениями и победами тех, кого уж нет. Так, детские годы здесь провел будущий космонавт Павел Беляев, который в марте 1965 года совершил космический полет командиром корабля «Восход-2» вместе с не менее легендарным Алексеем Леоновым, который в тот раз и вышел первым в открытый космос. В Каменске-Уральском свои детские годы провел будущий Герой Советского Союза Григорий Кунавин — правда, своему званию порадоваться он не смог, так как присвоено оно ему было посмертно. А советский и российский военачальник, генерал армии и Герой России Виктор Дубынин родился в поселке неподалеку от третьего уральского города. И как же каменцам сегодня не гордиться подвигами своих земляков?!
Свою лепту в прославление города вносит и Драма Номер Три, уровень постановок которой несомненно позволяет поставить ее выше простого театра небольшого города. И, наверное, совсем не зря город признан не только значительным экономическим, но и культурным центром.
Жители Каменска-Уральского развиваются, движутся вперед, кажется, и вовсе не думая о том, что живут в третьем городе региона. Потому что для них он первый. И единственный. Несмотря ни на что.