Если не рассматривать прямое советское наследие в лице станции «Мир», и не брать в расчет амбициозные проекты следующих десятилетий, такие, как предполагаемая высадка российских космонавтов на Луну, то ГЛОНАСС можно назвать важнейшим научно-техническим достижением постсоветской России.
Сложно сказать, удастся ли хоть что-то соблюсти из намеченной в ней стратегии. Однако уже сейчас очевидно, что нас, скорее всего, ждут новые переносы срока и расплывчатые заявления чиновников. Справедливости ради отметим, что Рогозина тоже можно понять: поставленная задача по полноценному серийному производству спутников из российских комплектующих, на данный момент невыполнима. И закупка электроники за рубежом была вовсе не «предательством интересов страны», а обычной необходимостью, без которой группировка ГЛОНАСС вообще не могла существовать.
Тенденции такого рода – обличительная особенность современной глобализации. Сейчас ни одна страна мира, даже такая мощная, как США, не сможет строить самолеты, спутники или, например, морские суда, полагаясь исключительно на свою собственную элементную базу. В этом смысле показательна история с незаслуженно критикуемым самолетом «Суперджет». Кому-то не нравится, что он не полностью российский. Но в то же время, у таких гигантов, как Boeing и Airbus, ситуация точно такая же, или, по меньшей мере, похожа. И это не является серьезным препятствием для эксплуатации.
Поэтому функционирование российской спутниковой группировки будет напрямую зависеть от отношений с сильными мира сего, в том числе – Европой и Соединенными Штатами. Если страна и дальше будет находиться в изоляции, то шансов на нормальное развитие космической индустрии будет не больше, чем у стран-изгоев, таких, как Северная Корея или Иран.