Названа возможная дата возвращения Uniqlo и Zara в Россию
Два мировых гиганта — испанская Inditex, владелец бренда Zara, и японская Fast Retailing, оператор сети Uniqlo, — предпринимают конкретные юридические шаги для возвращения на российский рынок. После массового исхода западных компаний в 2022 году эти действия расцениваются как мощный сигнал о возможной нормализации деловой активности в условиях меняющейся геополитической конъюнктуры.
Ключевым индикатором намерений компаний стала их активность в Роспатенте. Испанский концерн Inditex Group подал заявку на регистрацию в России товарного знака своего флагманского бренда Zara. Визуально логотип представляет собой классическое написание названия бренда белыми буквами на насыщенном голубом фоне. Японская Fast Retailing проявила еще большую активность, направив в ведомство минимум девять заявок на регистрацию товарного знака Uniqlo. В документах представлено несколько вариантов логотипов, включая решения в красных и зеленых цветовых гаммах, а также вариация написания «Юникло» для адаптации к местному рынку.
Факт подачи заявок крупными международными брендами — это всегда значимое событие. Это не просто формальность, а стратегический шаг, указывающий на серьезные долгосрочные планы компании в отношении юрисдикции. Процесс рассмотрения таких заявок Роспатентом согласно установленной процедуре занимает около года,
— пояснила патентный поверенный Татьяна Куликова в интервью «Российской газете».
Этот процесс регулируется довольно четкими административными правилами. С октября 2015 года в России действуют нормы, устанавливающие максимальный десятимесячный срок для Роспатента, чтобы определить, является ли товарный знак общеизвестным. Кроме того, с 2021 года все правообладатели сначала получают свидетельства о регистрации и патенты в электронной форме, и лишь по отдельному запросу могут быть предоставлены бумажные копии.
Активность брендов происходит на фоне открытого лоббирования их возвращения со стороны крупнейших операторов торговой недвижимости России. Союз торговых центров, представляющий интересы 800 торговых комплексов в России, Беларусии и Казахстане, направил официальные обращения таким компаниям, как Uniqlo, H&M и Inditex, с призывом рассмотреть возможность возобновления работы.
В своих письмах ассоциация акцентирует, что далеко не все российские бренды, занявшие нишу ушедших международных игроков, смогли добиться успеха. Некоторые из них уже столкнулись с трудностями и были вынуждены закрыть точки. Более половины представителей торговых центров, опрошенных ассоциацией, ожидают возвращения западных ритейлеров и готовы предоставить им лучшие площадки.
Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин отмечает, что возвращение стало предметом обсуждения, однако процесс пока находится на ранней «неофициальной» стадии. По его оценкам, при наличии политической воли и разворота в геополитической ситуации возвращение брендов может стать реальностью уже к концу 2025–началу 2026 года.
Однако путь назад будет непростым. Российский рынок радикально изменился за три года. Главное препятствие — катастрофическая нехватка качественных торговых площадей. По данным аналитиков, в Санкт-Петербурге и пригородах уровень вакантных площадей составляет всего 3.1%, а в ключевых объектах Москвы этот показатель еще ниже — около 2%.
Лучшие локации, которые ранее занимали иностранные бренды, теперь прочно оккупированы российскими компаниями. Так, пространства H&M во многих торговых центрах заняла сеть Lime, а на месте легендарного Uniqlo в питерской «Галерее» теперь также размещается этот отечественный ритейлер. Укрепили свои позиции такие игроки, как Gloria Jeans, Zarina, Love Republic и Befree.
Кроме того, новые арендаторы подписали долгосрочные договоры аренды сроком от пяти до десяти лет. Освободить эти площади можно будет только в случае серьезных нарушений со стороны текущих арендаторов, например, хронической задержки арендных платежей.
Помимо проблемы с локациями, брендам предстоит решить сложнейшие вопросы платежей, восстановить нарушенные логистические цепочки, заново создать офисные структуры и провести масштабные рекламные кампании, чтобы напомнить о себе российскому потребителю. По оценкам экспертов, стоимость возвращения на рынок будет для них многократно выше первоначального входа.
При этом экономическая целесообразность возвращения очевидна. До своего ухода Россия являлась для многих брендов одним из ключевых рынков. Например, в структуре глобальных продаж некоторых компаний доля российского рынка достигала 15%, что выводило страну на шестое-восьмое место в мировых рейтингах. Годовой объем продаж дизайнерской готовой одежды и обуви превышал три миллиарда долларов, что было выше показателей таких стран, как Канада, Испания или Австралия.
Потенциальное возвращение международных ритейлеров напрямую связано с изменением политического ландшафта. Инициативы администрации Дональда Трампа по нормализации отношений с Россией создают предпосылки для постепенного смягчения санкционного режима. Однако, как отмечают эксперты, даже в случае политической договоренности снятие санкций будет сложным и длительным процессом из-за взаимосвязанности глобальных цепочек поставок.
Пока сами компании осторожно высказываются о своих планах. H&M Group заявляет об отсутствии планов по России. Владелец Uniqlo, Fast Retailing, также не видит «обозримых перспектив» для возобновления операций. Inditex, перепродавшая свой российский бизнес эмиратскому конгломерату Daher Group в 2022 году, воздерживается от комментариев, хотя на момент продажи не исключала возможного возвращения.
Подача заявок в Роспатент может быть как стратегией сохранения прав на интеллектуальную собственность в условиях неопределенности, так и реальной подготовкой к возвращению. Аналитики рынка отмечают, что даже при благоприятном развитии событий брендам придется иметь дело с изменившейся Россией.
Таким образом, несмотря на активные приготовления и лоббистские усилия местных игроков, возвращение Uniqlo и Zara в России остается под вопросом. Оно будет зависеть от сложного переплетения экономических, политических и логистических факторов.