Хотите путешествовать во времени? Посмотрите на картины художников, которые отразили всю суть исторических моментов.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи», фрагмент (1830-33)
Живопись, которая изображает важные события прошлого, называется исторической. Яркий пример такой живописи – знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1833-1833), которая находится в Русском музее в Питере.
Многие из вас помнят это полотно еще со школы. В свое время картина сделала русского художника настоящей звездой Италии. Почему же зритель так ее любил?
Карл Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-33)
Зрелищно, как в театре
До появления кинематографа картины ходили смотреть, как застывшее кино. От работы Брюллова создавался именно такой «киношный» эффект: здесь театральное освещение, множество героев – драма будто оживает на глазах зрителей!
Катина рассказывает об извержении Везувия в 79 году нашей эры. Оно погубило три города: Помпеи, Стабии и Геркуланум.
В 1828 году, когда Брюллов все еще жил в Италии, вулкан снова проявил небывалую активность, что заставило людей опасаться повторения далеких событий.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи», фрагмент (1830-33)
Художник задумал полотно. Он ездил на раскопки в Помпеи и Геркуланум, делал наброски пейзажа и работал с такой отдачей, что в итоге сцена получилась пронзительной, как в театре.
Полотно было грандиозным. Естественно, слава об успехе Брюллова в Италии дошла до России. Николай І был настолько впечатлен картиной, что распорядился о возвращении Брюллова на родину.
Художник с Италией расставаться не хотел, но, сами понимаете, с пожеланиями царя не спорят.
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830)
В Париж за свободой
«Свобода, ведущая народ» (1830 год) – знаковое произведение и одна из жемчужин коллекции Лувра. Полотно посвящено революции, которая положила конец Реставрации власти Бурбонов. Посмотрите на людей, которые идут за главной героиней: здесь есть представители разных возрастов и классов. Художник показывает, что борьба за общую цель объединила всех, невзирая на пол, возраст и социальный статус.
Делакруа так горел идеей, что написал огромное полотно (260 × 325 см) всего за три месяца.
В Париж — с OP-POP-ART! Смотрите арт-путеводитель по Парижу (и еще 6 городам Европы и России) здесь.
Питер де Хоха «Женщина с ребенком у кладовки» (ок. 1658)
Маленькие, но большие
Чтобы рассказывать о прошлом, картина не обязательно должна быть посвящена событиям истории. Пример тому – работы малых голландцев, которые отражают жизнь страны в 17 веке после знаковых событий.
Что же случилось и почему тех голландцев называют маленькими?
Определение относится не к таланту, а к размеру работ. В 17 веке семь провинций Нидерландов отделились и получили независимость от Испанской короны и объединились в Республику. Независимость от испанцев означала также независимость от влияния католицизма (религия отделившихся провинций – протестантизм).
На территориях, которые остались зависимы от Испанской Империи, заказчиком искусства по-прежнему выступала или церковь, или очень богатые люди. Там художники чаще писали картины большого формата (для дворцов и храмов), в основном на религиозную и мифологическую тематику.
На свободных территориях все было не так. После освобождения от влияния Испании быстро развивалась экономика. Появились предприниматели, которые могли и хотели покупать картины в дом. Городская квартира – это не храм и не дворец, огромный холст туда не повесишь. Малые голландцы ориентировались на спрос: писали полотна небольшого формата и на темы, близкие обычным горожанам. Это натюрморты, пейзажи, бытовые сцены, интерьеры маленьких комнат и двориков…
Пример – картина Питера де Хоха «Женщина с ребенком у кладовки» (ок. 1658). Это не мифологическая сцена, которую попробуй разгадать, а понятная каждому беседа девочки с мамой в будничной обстановке.
Уильям Тёрнер «Дождь, пар и скорость» (1844)
Как видите, искусство может быть настоящим арт-гидом!
Хотите в путешествиях получать удовольствие от историй, которые вам рассказывают города? Арт-путеводитель по городам Европы поможет узнавать городские тайны и не просто гулять по городу, а «говорить» с ним через архитектуру.
В каждой главе по крупицам собраны сокровища – небанальные маршруты и секреты от местных гидов.