США провозгласили принцип возрождения доктрины Монро, по которой Венесуэла входит в их сферу интересов, и никаких компромиссов здесь быть не может, но поддержка России значительно осложняет давление Вашингтона на Каракас, отмечает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Новые санкции США в отношении России
США рассматривают возможность введения санкций в отношении России из-за поддержки венесуэльского правительства. Об этом на мероприятии в Вашингтоне заявил специальный представитель США по Венесуэле Эллиот Абрамс.
Отвечая на вопрос, какие меры Вашингтон может принять для «оказания давления» на Россию и Кубу в связи с их поддержкой венесуэльских властей, Абрамс рассказал о прорабатываемых санкциях. «Что касается России, то мы, пожалуй, еще думаем о том, какие санкции ввести, индивидуальные или секторальные», — заявил американский спецпредставитель по Венесуэле.
«По санкционной политике в США существует два подхода, и они довольно четко уже проявили себя. Первый подход состоит в том, что угроза применения санкций является более эффективным средством, чем сами санкции, и все это наглядно видно по взаимоотношениям США с Россией. В последнее время они грозили вводить санкции, но до факта их введения так и не дошло.
Язык угроз используется в расчете на то, что наметятся какие-то подвижки в российской политике в отношении Венесуэлы, которые устраивали бы США, и исходя из которых обе стороны не станут принимать военного решения. США хотят избежать роста напряженности вокруг Венесуэлы. Сегодня большой напряженности может и нет, но введение санкций даст обратный эффект, приведя к ее росту.
Второй момент связан с тем, что США отдают большой приоритет конфликту в Венесуэле, так как он происходит на их «заднем дворе». Администрация оказалась слишком завязанной на решение этого конфликта и не может уступать, он гораздо важнее, чем любой конфликт с участием США на Ближнем и Среднем Востоке или в АТР. Американцы провозгласили принцип возрождения доктрины Монро, по которой Венесуэла входит в сферу интересов США, и никаких компромиссов быть не может», — объясняет ФБА «Экономика сегодня» Владимир Васильев.
Возрождение доктрины Монро
Доктрина Монро представляет собой концепцию, согласно которой США имеют право распространять свое влияние над странами Латинской Америки. Как ранее предположил эксперт Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин, мы становимся очевидцами новой тенденции во внешней политике США, когда американцы хотят компенсировать свои провалы в Евразии и на Ближнем Востоке за счет Латинской Америки.
Они понимают, что им становится все труднее и проблематичнее заниматься сдерживанием Китая, России, Ирана или Турции и активизируются на латиноамериканском направлении. Отказ Вашингтона от доктрины Монро в своей политике мог бы стать первым конструктивным шагом к диалогу РФ и США. Но американцы, похоже, выбрали другой путь, и намерены оправдывать доктрину Монро введением санкций, тем самым загоняя в «санкционный тупик» отношения США с Россией по Венесуэле.
«Не исключено, что под влиянием возрождения доктрины Монро не только администрация США будет оправдывать введение санкций, но и конгресс охотно одобрит их. Хотя новые санкции, если их все же введут, не будут носить всеобъемлющий характер. Больше всего американцам не нравятся все аспекты, связанные с военным сотрудничеством Венесуэлы с Россией.
Влиять на экономические контакты не имеет смысла. Важнейшим контрагентом Венесуэлы является еще и Китай. В случае усиления экономического давления Каракас продолжит укреплять связи с Китаем, который тоже имеет инвестиционные интересы в этой стране и выступает за налаживание торгово-экономического сотрудничества», — добавляет Васильев.
Американцы эффективность собственных санкций оценивают иначе. Как заявил Эллиот Абрамс, введение предыдущих ограничений оказало «довольно драматический» эффект на режим президента Николаса Мадуро, хотя он не отошел от власти. Посол подчеркнул, что режим Николаса Мадуро обязан своим выживанием поддержке Кубы и особенно России. США, с его слов, хотя и предпочитают дипломатический путь смены власти в карибской стране, по-прежнему рассматривают вариант военного вторжения.
Проявления слабости США и военный сценарий
«Когда встал вопрос о военном сценарии, Россия послала в Венесуэлу своих военных специалистов, инструкторов, помогающих разобраться с военной техникой. Но угроза применения военной силы против Венесуэлы, которую США педалируют на протяжении последних 4-5 месяцев, не идет дальше угрозы. США так и не удалось склонить военное руководство Венесуэлы к измене и переходу на сторону антимадуровских сил.
Угрозы США остаются, но они проистекают не от сил, а от слабости. В настоящее время американская стратегия решения венесуэльской проблемы серьезно пробуксовывает, режим Мадуро устоял и имеет немалый резерв политической прочности. США в свою очередь оказались в том же положении, как и во всех остальных горячих точках. Все стоит и подвижек в данном направлении не просматривается. А поскольку нет подвижек, то угрозы являются не следствием реальных намерений, а проявлением слабости», — резюмирует наш собеседник.
Напомним, что обострение политического и экономического кризиса в Венесуэле произошло после того, как Хуан Гуайдо при поддержке США и других стран Запада объявил себя «временным» главой государства. Впоследствии Мадуро обвинил Вашингтон в организации серии кибератак на энергетическую систему страны.
Наиболее масштабной диверсией при этом стала атака на крупнейшую ГЭС «Эль-Гури», обесточившая почти все штаты, включая Каракас. В попытках подорвать законную власть в Венесуэле Запад прибегает и к другим методам, в частности США стремятся реальную картину происходящего в стране с помощью ангажированных СМИ, через распространение лживых новостей.