Правовую коллизию вокруг “Северного потока-2” разрешит соглашение Германии и РФ

Правовую коллизию вокруг "Северного потока-2" разрешит соглашение Германии и РФ

Поправки в газовую директиву ЕС не касаются всего газопровода «Северный поток-2», представляя собой правовую коллизию, решение которой не до конца понятно. Как считает заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, для урегулирования этих вопросов потребуется заключение межправсоглашения между Германией и Россией.

Обращение Nord Stream 2 AG в Европейский суд

Nord Stream 2 AG, являющаяся компанией-оператором «Северного потока-2», обратилась в Европейский суд с просьбой об отмене дискриминационных мер против проекта газопровода. Оператор добивается отмены поправки в газовую директиву ЕС, распространяющую правила газового регулирования Евросоюза на газопроводы, идущие в союз из третьих стран.

Кроме того, после поправок все проекты должны соответствовать таким требованиям как, разделение деятельности по добыче и транспортировке газа. При этом в Еврокомиссии ранее заявляли, что изменение Газовой директивы не нацелено специально на «Северный поток-2», хотя проект и был задуман еще до этих поправок.

«Изменение Газовой директивы однозначно были связаны с «Северным потоком-2». В заявлениях Еврокомиссии есть определенное лукавство, так как там ранее всегда связывали поправки с с «Северным потоком-2». Определенный элемент дискриминации по отношению к уже запущенным проектам присутствует. Что касается иска Nord Stream 2 AG, то перспектив здесь фактически нет.

Поправки хотя и были направлены против «Северного потока-2», носят общий характер и касаются других газопроводов. Будет сложно доказать дискриминационность, да и нет оснований ожидать, что кто-то из европейских откажется от поправок. Они согласованы на политическом уровне со всеми ключевыми странами ЕС, в том числе с Германией.

Стоит отметить, что их принятие оказывает негативное влияние на инвестиционный климат. Любое внезапное изменение регуляторной базы традиционно негативно влияет на любые инвестиционные проекты. В то же время не очень понятно, на что он может повлиять, так как кроме «Северного потока-2» и газопровода Baltic Pipe между Норвегией и Польшей никаких других заявленных проектов морской транспортировки просто нет», – объясняет ФБА «Экономика сегодня» Алексей Белогорьев.

Правовую коллизию вокруг "Северного потока-2" разрешит соглашение Германии и РФ

Письмо Nord Stream 2 AG Юнкеру

Напомним, что совет стран ЕС одобрил поправки к Газовой директиве ЕС 15 апреля. Согласно новым правилам, нормы для газопроводов, которые идут в ЕС из третьих стран, будут распространяться и на территориальные моря, а не только на наземные трубы. Теперь компания, которая добывает газ, не может одновременно владеть газопроводом. А также искать варианты использования трубопровода на полную мощность после завершения его строительства.

Впоследствии компания Nord Stream 2 AG направила письмо главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру. В нем исполнительный директор компании Nord Stream 2 Маттиас отмечает, что реализация проекта «Северный поток-2» началась несколько лет назад, когда в Европе действовали другие нормы регулирования газовой сферы, и с 2015 года компания вложила в проект газопровода 5,8 млрд евро. Новая Газовая директива, по его мнению, ставит интересы инвесторов под угрозу, поэтому Nord Stream 2 AG сразу предупредила о возможном судебном разбирательстве.

«Вопрос непростой и предвосхитить решение Европейского суда крайне сложно. Газовые поправки направлены на то, чтобы продолжать политику европейских властей по диверсификации топливно-энергетического рынка Евросоюза. Они считают, что есть положение Лиссабонского договора о свободе конкуренции, которое считается главным критерием единого экономического пространства ЕС и в энергетической сфере.

У европейцев нет собственных ресурсов в необходимом объеме и они опасаются образования монопольных корпораций, которые могут негативным образом влиять на свободу конкуренции и диктовать условия.

В связи с этим и были приняты поправки, цель которых создание конкурентного рынка, а дальше уже частности, в каждом случае приходится смотреть на правовую природу – кто прокладывает газопровод, кто будет пользоваться, кому пойдут выгода, кто будет определять ценовую политику и так далее», – добавляет доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин.

Правовую коллизию вокруг "Северного потока-2" разрешит соглашение Германии и РФ

Межправсоглашение между Германией и Россией

Но пять крупных европейских компаний, заключая инвестиционные соглашения, руководствовались действовавшими на тот момент правилами Евросоюза. В процессе реализации проекта Брюссель сменил правила игры, поэтому участники проекта имеют полное право, чтобы вывести «Северный поток-2» из-под действия поправок. Ведь если трубопровод будет стоять наполовину пустым, то и вложения свои инвесторы вернут куда позже, чем ожидали.

«Конечно, в целом поправки создают неудобство для «Северного потока-2», но окончательное их влияние не до конца понятно. Многое зависит от того, как эти поправки будут выглядеть внутри немецкого законодательства, так как сам энергопакет не является документом прямого действия. Поправки должны будут имплементировать все страны ЕС, в том числе Германия.

Сами поправки написаны достаточно странно и допускают широкую интерпретацию отдельных моментов. По сути поправки не касаются всего газопровода, поэтому возникает правовая коллизия, разрешение которой не выглядит ясным. Есть предположение, что для урегулирования всех вопросов потребуется заключение межправсоглашения между Германией и Россией», – резюмирует Алексей Белогорьев.