В этом месяце у нас на подкасте побывал Павел Филюшкин, он же Naota. Основатель "Игрового Батискафа". В выборочных тезисах ниже вы узнаете, о работе Павла в "Стране Игр", как создавался "Батискаф", о критике и о будущем подкастов в России.
— Как начался твой путь в игровой индустрии в качестве обзорщика?
Это на самом деле смешно вспоминать. Он начался с форума GBX.ru. На тот момент был такой журнал, назывался "Страна Игр". У них было видеоприложение. В этом приложении они решили выпускать программу, посвященную ретро-играм. Сделали они ее своими силами: авторами были Денис Никишин и Артем Шорохов. Передача называлась "Крутятся картриджи". Как мейнстримовая программа, она была не такая уж и плохая. Но Денис зачем-то пришел и сказал: "Пацаны, вы все эти, типа гики, как вам это вообще?" Ну все и сказали, что это полное г… Он ответил: "Хорошо, я вас понял. Если можете лучше — давайте. Студию мы вам предоставим." А мы на тот момент работали с Юрой Никольским в магазине видеоигр и вместе сидели на GBX. И мы репы почесали и подумали: "А почему бы и нет?" Накатали сценарий, написали Денису — ему понравилось. Собственно, так у нас и появилась возможность снимать программу. Она называлась "Nintendoлогия". По Nintendo тогда никто ничего не делал, решили делать мы. Таким образом, мы пришли в "Страну Игр".
Что самое смешное, таким образом начался путь в блоггинге и у Коли Губанова (PixelDevil). Нам сказали, что понадобится третий человек, который смог бы вас записать и следить за камерой. Коля не особо был заинтересован сниматься где-либо, поэтому на просьбу просто поснимать откликнулся. Как-то меня не было и Коле сказали: "Снимать будет другой человек, а ты иди в кадр". И получилось в итоге так, что он стал работать вместе с нами и у нас стало шоу на троих. В процессе съемок, Коля втянулся и понял, какой контент он хотел бы снимать сам в плане видео. Плюс он освоил монтаж и уже созрел для того, чтобы делать отдельный проект Game Shelf. Первые ролики Game Shelf записывались у Коли дома с оборудованием "геймленда" и также выходили на диске, ну а потом все закончилось. PixelDevil ушел на YouTube, как и мы.
— И так вот становятся "блогерами" (смеется — прим.)
Тут стоит заметить, что тогда это было еще "лихое"время. На тот момент в русском сегменте ничего особо-то и не было. Кстати, на тот момент YouTube не особо жаловал видеоигры и все, что мы смотрели, по сути, был The Angry Video Game Nerd. И конечно, все, кто пытался что-то делать про игры — все равнялись на него. Точно также как те, кто пытался что-то делать про кино, равнялись на Nostalgia Critic.
— О подкастах. Вы же не сразу их начали запускать.
На самом деле, с подкастом получилось смешно. На тот момент канал у меня был, я делал ролики, экспресс-обзоры. Я понимаю, что у меня есть большая проблема, я говорю ОЧЕНЬ МНОГО. Нужно было делать короткие обзоры, которые бы люди досмотрели до конца и не уснули. На тот момент я подсмотрел у ProJared формат One Minute Review, но осознал, что не смогу уложиться в одну минуту. Хотя бы в две-три. Поначалу я действительно мог уложиться за две минуты. Но это было недолго (смеется — прим.) А потом я начал делать рубрику "Моя консоль" и в какой-то момент после "Игромира" мы вместе с друзьями решили, что нужно что-то сделать по итогам мероприятия. И я решил, давайте сядем и запишем что-то типа подкаста, так как говорить придется много. И мы втроем сели в баре, поставили экшн-камеру дешевую… Единственное, что было нормально, это микрофон. Суть в том, что мы решили записать это все подкастом. Еще до этого родилась шутка из разговоров Логвинова про "нижний Интернет", "пробить дно" и прочее.. Так сложилась шутка о том, что мы на дне игровой индустрии находимся. Так как "Страна Игр" рассыпалась, про нас все подзабыли и, в принципе, мы были на дне. Решил, что было бы прикольно сделать программу "Батискаф" — новости со дна игровой индустрии. Мне сказали: "Так неинтересно, тогда должен быть "Игровой Батискаф". Так и порешили. Я даже склепал ради этого какую-то идиотскую заставку, добавил характерный для батискафа звук сонара, чтобы максимально использовать его, например, в перебивках…
Не задумываясь о том, что это может пойти куда-то дальше я продумал для "Игрового Батискафа" сквозной стиль. Записали мы в таком формате итоги "Игромира", а зрителям понравилось. Попросили еще. Ну и мы могли выделить день недели на это. Опять же, это было в то время, когда мы несколько дней в неделю могли собираться в баре. Выделить пару часов на запись в питейном заведении, а потом отправиться куда-то еще не составляло сложности. Так это все и завертелось. В определенный момент собралось сообщество, которое нас слушает и любит. Это очень приятно. В дальнейшем, мы стали расти в плане качества звука: купили рекордер на несколько дорожек, три петличных микрофона и стали записываться в более тихих местах. На данный момент, когда я прослушиваю другие подкасты, я считаю что по уровню качества мы не сильно хуже других. Конечно, до топовых подкастов мы не дотягиваем, типа "Отвратительных мужиков" — там все понятно.
— Какие подкасты ты слушаешь сам и на кого стараешься равняться?
Честно — ни на кого.
— Хорошо. Переформулирую: кто тебя вдохновляет?
Никто(смеется). Не, ну на самом деле, хочется конечно равняться на Disqusting Men. Я работал с этими людьми на протяжении трех лет и я прекрасно знаю, как у них все устроено. Был у них на студии, знаю их внутреннюю кухню.. Но в целом, у них более энергичная подача, их приятно слушать. Плюс, поднимают достаточно интересные темы. В общем, пытаюсь следить за подкастами. Не всех понимаю. Пытался слушать Blitz and Chips, но что-то не мое. Не цепляет, или я для этого слишком скучный, не знаю. Западные подкасты — это совсем другая история. Шоу Джо Рогана само по себе интересно, потому что он приглашает на подкасты известных личностей. Такое прикольно слушать. Просто времени не так много на прослушивание есть. Также слушаю "Невкусные картриджи", они как раз про Nintendo рассказывают. Очень интересно слушать чужое мнение: совпадает или не совпадает.
— Некоторые люди говорят, что ваш подкаст по сравнению с другими более серьезный/скучный. Кто-то чуть ли не засыпает.
Это нормально. Я прекрасно понимаю, что не все могут прослушать. Мы иногда записываемся, а я думаю: "Господи, какая нудятина получается! А мне же потом все это монтировать…" Теперь представьте, если люди не могут дослушать до конца, а мне приходится во время монтажа это прослушивать по три раза! А изначального материала иногда на 2 часа. И я такой: "Это надо как-то уместить в час. Или в 1:15" Иногда бывает совершенно обратная ситуация: садишься за монтаж и думаешь, мол, такая сейчас тоска будет… А на самом деле все так весело! Даже во время записи я в уме просчитываю как монтажер: "Ага, вот здесь кусок скучный, а вот здесь взять на заметку…" Поэтому я либо сижу и молчу с глупым и серьезным выражением лица, как обоср*вшийся медведь, либо на меня "находит" и меня не остановить. Начинаю всех перебивать (смеется), пытаюсь отвлечься от этих мыслей.
— Каким ты видишь будущее подкастов у нас в стране?
Честно говоря, не знаю. Хорошо, что сейчас доступно оборудование. Ведь по сути для записи не нужно чего-то сверхъестественного. Даже в "айфоне" гарнитура пишет звук достаточно хорошо, если ты будешь сидеть в каком-то тихом помещении. Главное — чтобы человека было интересно слушать и он мог вызывать какие-то эмоции, даже не обязательно положительные. Самое плохое, когда ты начинаешь свое дело и оно никому не нужно вообще. Могу сказать за себя, что если бы у нашего подкаста на старте не было такого активного костяка людей, которые бы поддерживали нас, то подкаст бы наверное уже давным-давно бы "загнулся". С одной стороны подкасты — это самый простой в плане производства формат. Сейчас очень много подкастов, где авторы не могут нащупать свой формат, но если есть возможность — это классно. Но опять-таки из-за того что пытаются делать все — очень сложно найти что-то достойное. В топе iTunes всегда одни и те же. Появляются подкасты от каких-то крупных медиа: новостные, развлекательные, специализированные (но уже раскрученные). А мелким пробиться сложно. Самая большая проблема подкастинга сейчас — очень сложно пробиться. Хотя сейчас эта проблема практически во всех медийных сферах.
Более подробную версию интервью, где Павел рассказывает, как он пытается бороться с перебиванием собеседников, делится мнением о Marvel и Star Wars, консолях, оборудовании и самых ожидаемых играх, можно послушать тут. Отдельное спасибо vladimirpolnikov за организацию подкаста.
Все сказанное выше, является точкой зрения автора и на истину не претендует. Мнение автора может не совпадать с мнением участников беседы. Спасибо за то, что дочитали до конца. Ознакомиться с правилами написания комментариев можно здесь.Обратная связь: VK группа|Twitch| канал на YouTube. Вы можете сказать "спасибо" без вложения средств, нажав на картинку внизу.