Противостояние всегда порождает конкуренцию. Так было и с Холодной войной, во время которой жесточайшее соперничество между США и СССР заставило конкурировать эти страны как на Земле, так и в космосе. Из-за проигрыша в лунной гонке Советскому Союзу было необходимо осуществить новый по-настоящему дерзки шаг. Таким шагом стала программа «Энергия-Буран».
В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа «Space Shuttle», которую объявили, как национальную. Предполагалось создать 4 корабля, а затраты на программу планировались в 5 миллиардов 150 миллионов долларов в ценах 1971 г. Челнок мог доставлять экипажи на орбитальные станции и обратно (которые тогда были только у СССР, на минуточку), военные и гражданские грузы, а также, выполнять функции лаборатории для проведения научных экспериментов, но сейчас о нашей программе.
Сама идея создания многоразового челнока обсуждалась в СССР ещё до первого полёта шаттла и имела аббревиатуру ОС (орбитальный самолёт), но не получала окончательного одобрения, пока в СССР по линии ГРУ не попали чертежи и фотографии шаттла в 1975, по которым были проведены две экспертизы на военную составляющую, выводы по итогу которых были однозначными и подтолкнули руководство СССР к созданию ответа — «Бурана».
«Будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства»
и
«Американский шаттл грузоподъёмностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полёты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический манёвр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР»
Повторюсь, у СССР по крайней мере были орбитальные станции, под которые действительно можно было обосновать создание челноков для гражданского применения. К сожалению, как это было на протяжении всего развития советской космонавтики, многоразовые космические системы имели в СССР как сильных сторонников, так и авторитетных противников. И именно затянувшиеся перипетии чиновников и конструкторов отодвинули дату начала работы над этими системами, что, как мы теперь знаем, сыграло свою негативную роль, вылившись всего в один запуск лучшего в мире многоразового челнока.
В итоге, пока в СССР проводили экспертизы документации шаттлов, американцы к 1976 году уже были по сути два корабля — прототип «Энтерпрайза» и уже полностью пригодный к эксплуатации «Коламбия». Тем не менее, программа «Энергия-Буран» была запущена в феврале 1976 года, и включала в себя создание самогó челнока и сверхтяжёлой ракеты-носителя «Энергия», которая в итоге могла доставлять до 110 тонн на НОО. О первом полёте «Энергии» для запуска экспериментального космического лазерного оружия я писал в этой статье. Сам пуск был успешным, а вот то самое экспериментальное лазерное оружие «Полюс-Скиф» из-за ошибки в системе управления упало в Тихий океан, но вернёмся к «Бурану».
На пике реализации над созданием советского челнока работали более 150 тысяч инженеров, учёных и других сотрудников. В итоге советский и американский варианты челноков были очень похожи внешне, как по массо-габаритным характеристикам, так и по форме основных частей, как, например, дельтовидное крыло, размещённое под тем же углом, носовая часть той же формы, такие же орбитальные ускорители, расположенные в носовой и других частях.
Было и несколько принципиальных отличий, которые делали советский челнок много лучше американского. У шаттла было три главных двигателя, которые обеспечивали тягу при взлёте, в то время как у «Бурана» их не было вовсе. Эти же три двигателя в купе с парой твердотопливных ускорителей применялись для достижения орбиты. «Буран» же доставлялся на орбиту исключительно с помощью двигателей РН «Энергия», являясь по сути бездвигательным планёром, который был оснащен небольшими рулевыми двигателями, позволявшими корректировать направление движения в космосе. А, пожалуй, самое главное отличие заключалось в том, что шаттл мог возвращаться на Землю исключительно под управлением астронавта, в то время как «Буран» делал это на автопилоте, что и было продемонстрировано во время первого и единственного запуска, когда программа полёта была выполнена полностью, а «Буран» приземлился всего на секунду позже запланированного времени.
История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы процесс согласования программы был проще, холодная война длилась хотя бы немного дольше, а тот фатальный для СССР экономический кризис начался несколько позже (причины вышеописанных событий не являются темой публикации), Россия сейчас, вероятнее всего, по-прежнему занимала бы лидирующую позицию в космосе. Больше всего обидно от того, что программа «Буран», будучи гораздо более совершенной, чем «Space Shuttle», канула в Лету, оставив вместо наследия лишь небольшое примечание в учебниках по истории освоения космического пространства.
Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самые интересные публикации из мира науки, техники и технологий, а также канал в Telegram, уютный чатик для дискуссий на научные темы и канал в YouTube, над которым я работаю. Спасибо, что читаете.