Новость, что Россия и Белоруссия сняли принципиальные разногласия по Союзному государству, может оказаться немного преждевременной. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор Николай Межевич.
«Принципиальные разногласия Москвы и Минска по сотрудничеству в рамках Союзного государства сняты», — сообщил глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин по итогам встречи в Киргизии премьер-министров России и Белоруссии Дмитрия Медведева и Сергея Румаса. По его словам, теперь, когда договоренности достигнуты, «предстоит очень большая работа, связанная с гармонизацией законодательства». «Например, единый налоговый кодекс — вопрос-глыба, который нужно будет сдвинуть», — пояснил Орешкин.
«В рамках союзного государства Россия и Белоруссия уже достигли довольно серьезного прогресса, и принятые нормы работают. К примеру, существует единый рынок труда – в российских городах часто на объявлениях по трудоустройству можно прочитать, что соискатели допускаются «с гражданством РФ и РБ». С тем же Казахстаном подобных тесных договоренностей нет – они принципиально иные в рамках СНГ. Москва и Минск добились куда большего прогресса в рамках гармонизации.
Кроме того, достигнуто полное взаимодействие по военным вопросам. Сложно спорить с тем, что перед построением общей экономики нужно решить вопрос защиты. Поодиночке обороняться от внешних угроз куда сложнее – в этом Москва и Минск единодушны. Потому единая оборонная политика выстраивается на основе общей концепции, с учетом взаимных интересов и возникающих угроз. Споров в данной сфере нет никаких, и эта гармония – серьезное достижение», — отмечает аналитик.
Сложности диалога
По словам Орешкина, дальнейшая работа в рамках создания Союзного государства будет вестись на уровне рабочей группы, а через какое-то время премьер-министры финализируют решения, которые были достигнуты президентами в Петербурге 18 июля. Тогда Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились о дальнейшей интеграции двух стран, но ряд вопросов согласовать не удалось. «Я думаю, в течение месяца закончим. Это такой крайний срок, чтобы успеть провести работу к декабрю», – сообщил министр.
В начале августа министр связи и информатизации Белоруссии Константин Шульган заявил: Москва и Минск договорились подписать «дорожную карту» по отмене роуминга в рамках Союзного государства. Кроме того, Лукашенко на недавнем совещании в Минске потребовал у белорусского правительства ускорить решение визовых вопросов с Россией. Единое визовое пространство предполагает, что гражданину третьей страны не нужно получать сразу визы РФ и РБ, чтобы посетить оба государства – достаточно одной из них.
«Планы российского правительства по решению всех вопросов к декабрю могут оказаться оптимистичными – слишком много проблем предстоит решить. Самый простой вопрос – отмену роуминга – не получается закрыть уже довольно долго. А после каждой поездки россиянина в Белоруссию и гражданина РБ в Россию люди неприятно удивляются счетам за сотовую связь – ощущение, будто ездил не в союзную страну, а в Австралию или Новую Зеландию. И роуминг — далеко не самый масштабный вопрос в общей задаче.
Чего нет и не будет еще очень долго – единого эмиссионного центра, а значит, единой валюты. Опыт Евросоюза показал: после сравнительно недолгой эйфории такая мера приводит к жестким последствиям. Разный уровень жизни и темпы роста экономики оборачиваются шоками для государств при приведении валют к «общему знаменателю», что означает неминуемые убытки. В том же ЕС мы видим серьезные разногласия из-за этого между югом, Западом и Востоком Европы. Пока к такой интеграции РФ и РБ не готовы», — подчеркивает эксперт.
Фактор нефти
Орешкин ранее пояснял, что проект программы по реализации договора о Союзном государстве предполагает «несравненно больший охват интеграционных сфер, чем то, что мы имеем в рамках ЕАЭС, охватывает и налоговое законодательство, и финансовую, и кредитно-денежную, бюджетную политику, антимонопольное, и таможенно-тарифное регулирование, правила в области защиты прав потребителя, а также политику в области охраны труда, социальной защиты населения и много другое».
Министр экономики Белоруссии Дмитрий Крутой, в свою очередь, объяснял, что позиции России и Белоруссии по углублению интеграции в социальной сфере, промышленности, на финансовых рынках очень близки. Но в то же время обсуждение вопросов энергетики и банковского сектора идет в более сложном режиме. Белорусский министр при этом допускал введение единой валюты России и РБ, но оговаривал: этот вопрос будет решаться на уровне президентов. Сроках подобных договоренностей не уточнялись.
«Наиболее острым вопросом в рамках интеграции стал единый энергорынок. Во времена СССР пачка папирос по всей территории государства стоила одинаково с поправкой на одну копейку. Но в рамках Союзного пространства нефть и газ не могут продаваться по единой цене – это аксиома. В странах разные налоги, инфляция, разнится стоимость ресурсов и рабочей силы. Это все равно, что требовать у Минска приравнять цену продукции «Гомсельмаша» к товарам российского «Брянсксельмаша».
Это изначальный нонсенс. Потому столь сложные вопросы, как энергетика, единое банковское пространство, взаимное признание виз и ряд других придется решать на основе договоренностей. Которые, в свою очередь, потребуют от обеих сторон непростых компромиссов. Потому допускаю, что до конца 2019 года все «шероховатости» страны снять могут и не успеть», — заключает Николай Межевич.