Ну, и ещё, конечно, деньги. Идея начала разрабатываться в 1983 году, когда с ними уже начались проблемы, и всего через пять лет была закрыта, когда при Горбачёве стало много гласности, а с деньгами нарисовался уже полный швах. Однако в «ОКБ Сухого» решили возобновить работы над самолётом в инициативном порядке, то есть за свой счёт, и в 1977-м всё же построили лётный экземпляр «Беркута».
Самолёт как полигон для экспериментов
Судя по всему, тут и началось основное – поверка теории практикой. По сути, новый самолёт стал летающей лабораторией. В которой, правда, сам же был подопытным кроликом.
Проблему веса начали решать через использование композитных материалов – прежде всего углепластика. Напомним: ещё четверть века назад! Помогло ли? Конечно! Вес машины сокращался чуть ли не на четверть, ресурс возрастал до 3 раз, а само производство научилось «вылеплять» углепластиковые детали нужной размера и формы. Что в дальнейшем помогло использовать этот опыт в других проектах.
На этой же машине с её не совсем привычными лётными свойствами изучались возможные варианты подвески вооружений. В конечном итоге «Беркуту» поставили целый бомбоотсек для будущего Су-57, опыт с испытаниями которого позволил… Ну, то есть тут немножко более забавно получилось: отсек-то строили для себя, но потом оказалось, что после модернизации его можно использовать для оснащения Су-57, который тогда ещё носил индекс Т-50.
Похожим образом – в эксперименте и на опыте – отрабатывалась авионика, доведённая до надёжного цифрового характера, которая ныне применяется на других самолётах конструкции Сухого – Су-27М, Су-30МКИ, новом Су-34. Здесь же отрабатывались практические пути обеспечения кругового обзора пилоту.
Много возились и с двигателями, которые поначалу никак не хотели выдавать необходимую тяговооружённость. Отработали и это: моторы стали выдавать вовсе не плохие для 26,5 тонны взлётной массы 2 × 12400 кгс.
Но… Как боевая единица, увы…
Да. Но как боевая единица самолёт в целом смотрелся бы бледно. Скорость пришлось ограничить из-за разрушающих нагрузок на крыло и центроплан (углепластик всё же – не титан). В результате машина получилась практически дозвуковой, и только на высоте может выдавать 2500 км/ч – 2 Маха. Боевой радиус – от 800 до 2000 км. Боевая нагрузка невелика – по плану всего 8 ракет «воздух-воздух».
В общем, «Мухтар» – пёс, конечно, заслуженный. Но задрать злого янкеса на F-22 – не по зубам ему…
Тем более что американцы тоже экспериментировали в этом направлении. И некоторым образом плюнули на такой вариант.
И вот теперь «Беркут» открыт широкой публике. Как, скорее, памятник, а не боевая машина. Правда, памятник специфический. Для специалистов это – памятник красивой работе мысли, красивой работе конструкторов и технологов, памятник технологиям и идеям, которые частью уже нашли своё применение в современных летательных аппаратах, а частью помогли обозначить тупиковые направления развития.
Для публики же это памятник всё же, если подумать, не заслуженному, но пенсионеру. Для неё это памятник соображению: «Надо же, чего мы могли!»
Но раз могли – значит, и сможем. И тогда это уже не памятник, а программа на будущее.