Я все время говорю: как же прекрасно во Франции, это сделано гениально. Твой день рождения, в определенном возрасте, является последним днем работы в этом качестве. Что бы ты ни сделал, ты достиг 42 лет, тебе говорят «Спасибо! До свидания».
Если ты дослужился до положения звезды – как было у меня, я был премьером Большого, – тебе обязаны предоставить работу педагогом, обязаны. Дальше ты можешь прослужить до 65 лет и в твой день рождения тебе делают в ротонде шампанское и «привет». Потому что ты должен уступить место следующим. И ничего не может по-другому повернуться.
Это правильно, потому что ты прекрасно знаешь, что в 65 лет ты обязан будешь уступить свое место другому человеку, поколение должно меняться. Не так как у нас – вдруг в один прекрасный день в Большом театре мы поняли, что все наши педагоги стали уходить один за другим. А кто их заменит? А никого.
Вот эта французская законодательная база в области культуры мне безумно нравится. Потому что там прописан каждый пункт. Вы можете сделать вот это, это и это. Хотя в Императорском театре было все прописано очень четко, что можно и что нельзя, до какого уровня можно было дойти. Надо ориентироваться на логику профессии.
Нельзя прописать одинаковые законы для музыкального училища и для хореографического – это разная методика преподавания, разный подход к этому, разное количество часов – это разная специфика.