Тысячелетняя история Афганистана напрямую переплетается с историей центрально-азиатского региона в целом и проживающих тут народов. Из-за массовых переселений, территориальных захватов, возникновения и распада государств, люди тут сильно перемешались. Этнические границы крайне нечеткие. Один и тот же народ может быть разбросан по нескольким близлежащим странам.
При СССР эту проблему пытались решить путем проведения политики коренизации, когда людей просто приписывали в паспорте к титульному народу той советской республики, где они проживали. Но, все же больших изменений это не принесло.
Единственное, что помогло не допустить вооруженного сепаратизма, так это слабое национальное сознание. Местные жители склонны, прежде всего, определять себя по территориальному принципу – бухарцы, ташкентцы или душанбинцы, чем называться представителями конкретного народа.
Примерно такая же ситуация сохраняется и в Афганистане, несмотря на то, что никакого осознанного национального строительства там не проводилось.
Хоть в советский период союзные республики вошли в период изоляции, и все больше отдалялись от своих соседей, все же, общую культуру, кухню, похожие языки так просто не перечеркнешь.
На протяжении большей части общей истории тут не было четких границ: где заканчивается Афганистан, и где начинаются другие страны. Вместо этого имелась сборная солянка ханств и более мелких владений с очень подвижными территориями.
Именно поэтому, когда в ходе революции и гражданской войны в России советской власти, по факту, пришлось заново завоевывать Среднюю Азию, многие узбеки, туркмены и таджики решили переселиться в Афганистан. Пусть в СССР действовал ряд культурных программ по формированию единого советского народа на основе коммунистической культуры и ценностей, связь между Афганистаном и Средней Азией никогда полностью не исчезала. У многих людей имелись родственники по ту сторону границы, с которыми старались поддерживать связь.
Во время войны в Афганистане многие выходцы из среднеазиатских республик служили в советской армии. Те их них, кто попадал в плен, часто решали остаться в Афганистане и стать частью местного общества. И это неудивительно, ведь ценности часто общие – родной язык, ислам, консервативные традиции.
Есть у меня недавний знакомый – афганский таджик из Кабула. По работе он посетил большую часть стран Средней Азии, но нигде не стремился пообщаться со своими соплеменниками. И всегда говорил, что другие таджики из Афганистана даже и не думают о своих родичах в соседней стране.
Они слишком разные. С афганской точки зрения, жители стран Средней Азии слишком «русские», европейские – и по внешнему виду, и по обычаям. Кроме того, язык не так уж понятен, несмотря на общие корни.
Ахмад Шах Масуд в традиционном афганском головном уборе — паколе
А вот таджики, узбеки и тем более казахи, назовут афганцев слишком бедными и некультурными. Ну и, благодаря средствам массовой информации, многих пугает их внешний вид. Обычная афганская одежда кажется тем, кто привык получать информацию из европейских СМИ чем-то связанным с Аль-Кайедой и Талибаном.