"Инклюзивное образование", "дети с ограниченными возможностями здоровья", "дети с особыми образовательными потребностями". За последние несколько лет с этими терминами ознакомились и педагоги и родители. Полным ходом идёт переоборудование школ с одновременным закрытием школ специальных, где и оборудование было и учителя с необходимым опытом и навыками присутствовали.
Мне вспоминаются прежние выпуски. В одном из классов у меня учились мальчик и девочка, как сейчас говорится с ОВЗ. У мальчика была нейросенсорная тугоухость, всё время он ходил со слуховым аппаратом. Никогда он не пропускал уроков физкультуры, очень прилично играл в волейбол и баскетбол. У девочки диагноз был посерьёзнее — ДЦП (детский церебральный паралич). Вы не поверите, она тоже посещала уроки физкультуры. Выполняла некоторые гимнастические упражнения, упражнения на мышечный корсет, я рассказывал ей про приёмы самомассажа. Получается, никаких постановлений ещё не было, а инклюзия была.
Я полностью поддерживаю присутствие в школе детей, у которых ОВЗ носит физиологический характер. Несложно изготовить в школе пандусы, расширить дверные проёмы. Не надо специально переучивать учителей и готовить новые многостраничные программы (разве что моим коллегам необходимо будет пройти курсы адаптивной физкультуры). Да, такие дети требуют особого внимания, но сами по себе они трудностей не доставляют.
Преждевременным считаю, вовлечение в обычную массовую школу детей с отклонениями в психической сфере.
Во-первых, придётся заново обучать учителей. Да и не каждый учитель по своим особенностям сможет работать, например, с ребёнком-аутистом.
Во-вторых, возможно общее отставание класса, так как учитель поневоле будет уделять больше внимания "особому" ученику.
В-третьих, не стоит забывать, что некоторые категории этих детей бывают излишне агрессивны, что несёт опасность для всех окружающих. Представляете, что будет, если ребёнок с нарушениями в эмоциональной сфере искалечит одноклассника. Учитываю общую обстановку вокруг школы, боюсь, что учителю после этого прямая дорога на зону.
Прошу меня искренне простить за такую нетолерантную статью. И, да, я понимаю, что инклюзивное образование не исчерпывается этими двумя категориями детей. К детям с особыми образовательными потребностями относятся и отличники, и иностранцы (дети с иной языковой средой).